Диктофон как средство развития устной речи

Диктофон как средство развития устной речи

Мозг человека — самый мощный инструмент на планете. Он способен запоминать массу информации, придумывать новые изобретения и разработки, заниматься аналитикой данных и рефлексией. Возможности нашего мозга, действительно, безграничны. Преподавателям важно понимать, как работает этот «механизм», чтобы использовать его возможности на уроках по максимуму. 

Дело в том, что когда мы разговариваем на нашем родном языке, мозг успевает одновременно выстраивать грамотно предложения, подбирать правильные слова и контролировать их произношение и интонации. Но когда мы находимся на стадии изучения нового языка, в процессе говорения мозг занят тем, чтобы выбрать правильную лексику и верно построить предложения. Можно сказать, что мы не успеваем себя слышать — улучшать произношение, правильно ставить акценты и интонации, «ловить» свои ошибки. Приучить наш мозг «слышать» нас поможет диктофон. Рассмотрим несколько практических упражнений, которые можно практиковать самим и внедрять в уроки со студентами. 

Read and record

Мое любимое упражнение в работе с детьми и подростками. Как часто вы задаете читать тексты дома? Все мы хорошо знаем о пользе чтения вслух, но как убедиться, что студент действительно читал заданный текст не про себя? 

Я всегда прошу ученика записывать свое чтение на диктофон. Первое время ему может быть неловко, но потом это становится естественной привычкой.  Недостаточно просто прочесть вслух и сделать запись для учителя, нужно еще эту запись после прослушать. Это отличный вариант приучить свой мозг «ловить» собственные речевые ошибки. Студенты, которые только учатся читать на английском или знакомятся с текстами более сложного уровня, могут незаметно проглатывать окончания слов или коверкать их произношение. Когда они прослушивают аудиозапись своей речи и при этом следят глазами по тексту, ученики находят пробелы, над которыми нужно поработать. 

Еще один вариант этого задания для студентов с уровнем повыше — прослушивание текста, озвученного носителем языка, и запись собственной озвучки. Я использую для этого аудиокниги на английском, но можно брать и адаптированные варианты. 

Упражнение делится на несколько этапов:

  • прослушивание текста на английском; 
  • прочтение текста со словарем;
  • прослушивание оригинала и слежение за текстом; 
  • прочитывание текста студентом на диктофон;
  • прослушивание записи диктофона с целью найти ошибки в произношении;
  • сравнение оригинала записи и записи студента;
  • повторная запись на диктофон, с исправленными ошибками и имитацией произношения диктора. 

Это очень трудоемкий процесс, но очень интересный. Лучше брать небольшие тексты или делить материал на абзацы, тогда их проработка проходит легче и продуктивнее. 

Цель: поставить произношение, отработать сложно выговариваемые слова, выучить новую лексику.

Oral essay 

Этот вид упражнения мы активно используем на уроках в Skyeng: ученик получает задание рассказать о чем-то или ответить на вопросы, сделав запись на диктофон. 

При написании эссе на английском студенты зачастую допускают меньше ошибок чем при устной речи, поэтому такие упражнения четко показывают пробелы в грамматике. У ученика есть возможность перезаписать ответ, если он не удовлетворен результатом. Для этого нужно внимательно прослушать свой ответ. Практика показала, что большинство учеников улавливают свои ошибки и перезаписывают ответы, исправляя их. 

Например, такое задание помогает отработать использование Present Simple для 3 лица единственного числа. При первой записи ученики не замечают, что пропустили «s», но находят эту ошибку сразу же при прослушивании своих ответов. Затем они делают перезапись уже без этой  ошибки. Такое упражнение помогает ученикам осознаннее относиться к разговорной речи. 

Цель: научить мозг улавливать речевые и грамматические ошибки при устной речи. 

Self dictation 

Хотя это задание больше на отработку правописания, чем устной речи, очень хочу им поделиться. Особенно оно актуально на занятиях онлайн, когда диктанты проводить намного сложнее, чем в классах или на очных уроках. 

Самодиктант — потрясающий способ запомнить новые слова и то, как они пишутся. Студент наговаривает на диктофон слова или текст, закрывает все учебники, словари и тетради, включает запись и пишет то, что уже наговорил на диктофон. После этого все слова проверяются по словарю или учебнику. 

Во-первых, ученик повторяет новую лексику вслух, когда делает запись, обращая внимание на произношение. Во-вторых, он слышит как он произносит некоторые слова и приучает свое ухо слышать и воспринимать себя на иностранном языке. Ну и в конце концов, он записывает все новые слова, запоминая, как они правильно пишутся. 

Цель: отточить навыки правописания и подтянуть произношение новых слов.  

Pretend to be a journalist 

Очень крутое упражнение особенно для тех, кто занят и учит английский буквально «на ногах». Скорее всего, все видели, как работают журналисты, писатели и иногда детективы, спасибо Netflix). Когда нет возможности делать записи в блокноте, они достают диктофон и наговаривают то, что видят и хотят запомнить! 

А помните про совет о ведении дневника на английском, который мы любим давать ученикам для отработки навыка письма? Вы уже понимаете, к чему я клоню, правда? 

Ученик должен записывать на диктофон все, что для него примечательно на протяжении дня, но исключительно на английском языке. Например, если он едет в метро и увидел что-то интересное, что привлекло его внимание или столкнулся с кем-то, кого не ожидал увидеть или испытал эмоциональные потрясения (хорошие или плохие), нашел крутую мысль в книге, выпил самый вкусный кофе в мире — обо всем этом нужно рассказать диктофону, благо он есть в каждом телефоне. Сегодня это даже не выглядит странным, так как сотни людей вокруг нас постоянно записывают голосовые сообщения. 

Кстати, если ученику сложно привыкнуть к формату диктофона, он может воспользоваться этой функцией мессенджеров. Отправлять их можно прямо учителю, а можно вести личный чат с самим собой, например в Telegram, и отправлять себе же голосовые сообщения на английском. Получится аудио-дневник. 

Цель: научиться выражать свои мысли, чувства, впечатления и беспокойства на английском языке. 

Это лишь несколько способов, как можно использовать диктофон для изучения английского. Поделитесь своими лайфхаками! Уверены, что это будет очень интересно и полезно.


Диктофон как средство развития устной речи

Элизабет Мунтян

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    701 6

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×