Многие родители хотят, чтобы их дети выучили английский язык в раннем возрасте. Самих малышей редко спрашивают об их желаниях: кто-то капризничает и залезает под стол, чтобы не заниматься, а кто-то через год уже пересказывает сказки и участвует в театральных постановках. Продуктивны ли уроки с дошкольниками настолько, чтобы тратить драгоценное детское время на английский? Не лучше отдать чадо в танцевальный кружок или записать на занятия с логопедом? Сегодня мы расскажем вам о преимуществах и недостатках раннего изучения английского языка.

Аргументы за

«Маленькие повторюшки»

Детям, конечно, намного легче выучить новый язык, чем подросткам и взрослым — и это огромный плюс. Как и при изучении родного языка, дети имитируют то, что слышат. Хорошие слух и память помогают легко уловить и скопировать произношение, и, следовательно, малыши довольно быстро начинают разговаривать на английском, как носители языка.

«Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко»

Детство скоротечно: не успеем оглянуться, как тот, кто еще вчера ходил пешком под стол, подаст документы в университет. А дальше что? Мир будет на пике глобализации, конкуренция на рынке труда только окрепнет — может, стоит с самых первых лет жизни подарить малышу серьезное преимущество? Свободный английский ему точно пригодится. Сани готовят летом.

«Ваш ребенок — вундеркинд?»

Изучение любого иностранного языка развивает память, мышление и внимание. Дети привыкают совершать сознательное усилие для запоминания лексики, стараются использовать изученное на предыдущих уроках. Прослушивая сказку на английском языке, ребята сосредотачиваются, чтобы понять смысл по знакомым словам. Таким образом развивается устойчивость, объем и концентрация внимания.

О том, как развить эти навыки у детей можете прочитать в наших предыдущих статьях:

➡ Developing thinking skills in young learners
➡ How to improve learner’s listening and thinking skills through video
➡ Noughts and crosses in the primary school

Александра Лунева, методист и постоянная ведущая воркшопов для преподавателей Skyeng, разговаривает со своим ребенком на английском практически с рождения и минусов раннего изучения английского не видит:

«Мой сын в 3 года и 7 месяцев всe понимает на английском языке, мы читаем книги, он выполняет действия, о которых я прошу, понимает много фраз. В речь пока не получается вывести в полной мере, но мы живём в русскоязычной среде, так что это объяснимо: нет необходимости разговаривать только на английском — мама все равно поймет. Но при взаимодействии с англоговорящими людьми он легко переключается на английский.

Неоднократно слышала мнение: «Пусть сначала русский выучит, а то будет задержка речевого развития». По моему опыту общения с детьми-билингвами и монолингвами могу сказать, что задержку речевого развития у монолингвов встречала существенно чаще. Билингвы очень хорошо для своего возраста разговаривают на русском языке. Ребенок получает знания о культуре англоговорящих стран с раннего возраста, а это существенно расширяет кругозор.

Обучение иностранным языкам должно быть привычным. Например, мама всегда говорит с ребенком на английском, а папа на русском. Или каждый вечер вы начинаете говорить с ребенком на иностранном языке, соблюдая «ритуалы»: достаем книгу, игрушку или общаемся только в определенном месте (в квартире/на площадке) и так далее. Чтобы у ребенка было мягкое погружение.

Возможно ребенок не заговорит на английском так быстро, как вам бы хотелось, но нейронные связи в мозгу, влияющие на его развитие, будут построены».

«Уверенность в себе — второе счастье»

Знание более одного языка помогает  ребенку легко адаптироваться к разной языковой среде, тем самым повышая его самооценку и уверенность в себе. Конечно, это больше касается детей, которые часто бывают за границей, но и для остальных английский язык открывает дорогу к академическим успехам, в учебе у них появится преимущество.

«Легкий старт»

Ребенок, который познакомился с английским языком в раннем возрасте, воспринимает его как целостный «организм», систему, а не как набор скучных грамматических правил. Он, конечно, не сможет рассказать, чем action verbs отличаются от non-action, зато легко сможет использовать их в речи на уровне автоматизма. Преподаватель, кстати, может облегчить ему задачу, используя в речи chunks.

Подробнее об этом вы можете почитать в статье Language chunks for teaching young students.

Сертифицированный преподаватель (CELTA, TKT, TESOL, CPE) Юлия Белоног за то, чтобы дети изучали английский в раннем возрасте:

«Изучать английский можно и нужно с раннего возраста — и чем раньше, тем лучше! Ребенок с рождения легче привыкает к двум языкам и не воспринимает иностранный как что-то чужеродное, возникает меньше отрицаний в духе: «Не хочу английский, говори со мной по-русски». Учить иностранный язык никогда не поздно, но если привить любовь к нему с раннего детства, через чтение книг на английском, просмотр мультфильмов в оригинале или прослушивание песен, то шансы на успешное овладения языком будут безусловно выше».

Аргументы против

Языковая путаница

У детей билингвов может замедляться языковое развитие. Известно, что иногда такие ребята временно смешивают языки, путают звуки, а в школе сталкиваются с проблемами чтения и письма. По мнению психолога Л.С. Выготского «в развитии речи ребенка могут возникнуть затруднения, когда условия воспитания не гарантируют образования более или менее самостоятельной сферы приложения каждого языка». То есть, добавляя второй язык, не упускайте развитие родного: беседуйте с ребенком на разные темы, читайте и разучивайте стихотворения.

«Мама, зачем мне это?»

Взрослые, давайте уже признаемся себе: у детей нет внутренней мотивации к изучению языка: для них слова о преимуществах английского в нашем мире слишком абстрактны. Главное для малышей — играть, общаться с друзьями и родителями. Однако мотивацию можно создать искусственно: показывать на языке интересные мультфильмы, устраивать праздники, на которых говорят только по-английски, читать книги с красивыми картинками на языке и т.д.

«Какой ценой?»

Изучение нового языка требует много времени и усилий. Часто из-за этого у учеников не хватает времени и желания даже на толковое изучение родного языка. Следовательно, прежде чем взяться за английским, нужно проследить за тем, чтобы у ребенка осталось достаточно энергии и времени для себя самого и для решения базовых задач.

Антон Макаров, руководитель Teacher Training Center в Skyeng, предпочитает традиционный старт обучения со второго класса школы:

«Изучение первого и второго языка — это разные виды когнитивной деятельности. Первый — это «нативное» научение, извлечение языковых категорий из говорящей среды, эпифеномен. Второй — это «инструктированное обучение», то есть обучение с опорой на определенный уровень представлений о мире, сформировавшихся у человека. Исключение составляет обучение билингв, которые узнают два языка одновременно и с неизбежной интерференцией, особенно если для таких детей нет четкого разграничения сфер употребления разных языков.

Известно, что для освоения первого языка существует «критический период», который определяется, например, P. Andrew в книге «The Social Construction of Age: Adult Foreign Language Learning» как «an optimal interval of time in which circumstances are favorable for developing a particular type of behavior, and after which efficiency gradually declines» (оптимальный временной интервал, благоприятный для развития определенного поведения, после которого эффективность обучения снижается).

Возможно, тень «критического периода» оказывает влияние на родителей, и создает иллюзию, что если сейчас не начать, потом будет поздно. Не будет! При этом существуют технологии, основывающиеся на доминировании лексического подхода, которые позволяют проводить обучение совсем маленьких детей вполне эффективно. Но я бы активно своего ребенка учил иностранному языку либо одновременно с родным, либо уже лет с 8-9, но не раньше».

Невозможно дать однозначный ответ на вопрос «Хорошо ли учить детей английскому в раннем возрасте?». Но можно определенно сказать, что дети, начавшие изучать язык в раннем возрасте, более мотивированы в дальнейшем, имеют лучшее произношение и не боятся говорить на иностранном языке.

Напишите в комментариях, с какого возраста, по вашему мнению, нужно изучать английский язык?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×