Интересные идеи работы со словарем: 4 варианта его организации и 10 заданий

25.08.2022
1155

Давайте проведем небольшой эксперимент. Закончите фразу учителя: «Запишите слова в словаре, завтра будет…». 99% ответят, что будет диктант или опрос, потому что это самый распространенный вид работы со словарем.  

На самом деле, словарные записи можно использовать совершенно по-разному. В этой статье мы собрали 4 варианта их организации и 10 упражнений с их использованием. 

Вариант 1. Используем чанки

Первая колонка — чанк.
Вторая колонка — значение.
Третья колонка — пример употребления. 

Напомним, что чанк — это словосочетание, коллокация или фраза, типичная для данного языка.

Например,  

Чанк: get our wires crossed.
Значение: to have different understanding of the same situation.
Пример: well I don’t think I said that… You’ve got your wires crossed.

Важно записывать не отдельные слова, а словосочетания/идиомы/фразы в той грамматической форме, в которой они встречаются ученику. Так процесс осознания и запоминания значения слов будет проходить быстрее и эффективнее.

Кроме так называемого target vocabulary, то есть коллокаций, которые нужно выучить по программе, ученики записывают emergent vocabulary, то есть те фразы и словосочетания, которые понадобились им во время обсуждения на уроке. Таким образом список фраз у всех учеников будет разным.

Упражнения

Упражнения с выписанными в словарик чанками:

  • A helping hand — ученики обмениваются словарями, просматривают список и просят автора словаря объяснить значения тех чанков, которые им непонятны. 
  • Ученик зачитывает значение чанка или называет его синоним, второй ученик должен этот чанк произнести. 
  • Предложения с пропусками. Для проверки знания чанков предлагаем заполнить пропуски в предложениях, которые были внесены в третью колонку словаря. 
  • Ученик составляет монолог или диалог с использованием как можно большего количества чанков из своего словарика. Другие ребята внимательно слушают и делают заметки:
    а) тех чанков, которые были изучены ранее,
    б) новые интересные чанки.

Также предлагаем заглянуть в статьи:

Вариант 2. Предлагаем Error list

Первая колонка — как правильно / исправленная ошибка.
Вторая колонка — контекст.
Третья колонка — правило.

Например:

Как правильно / исправленная ошибка: got our wires crossed.
Контекст: Well I don’t think I said that… You’ve got your wires crossed.
Правило: got — Past Simlple (get-got-got)

Упражнения

Примеры упражнений с error list для тренировки письменных умений:

  • Revision-based:

Кейс: ученику исправили ошибки, проработали их на занятии и попросили написать:
а) Эссе (или любой другой вид письменного высказывания) с использованием фраз из error list (в него можно смотреть).
б) Письменное высказывание на ту же самую тему, но не глядя в список, с последующей самопроверкой.

  • Recycling-based:

Список прорабатывается с точки зрения общей грамматики, лексики и т. д. Ученик пишет новое письменное высказывание на другую тему, учитель при проверке не исправляет ошибку, а пишет list. Это значит, что ученик должен вернуться к списку и проанализировать, что не так.

Вариант 3. Сортируем коллокации

Первая колонка (a fridge) — коллокации, которые ученик считает необходимыми, полезными, и которые он сразу начинает употреблять в речи. 

Вторая колонка (a freezer) — коллокации, которые ученик считает полезными и интересными, но либо пока нет контекста, в которых он может их употреблять, либо знает синонимичные структуры аналогичного или более высокого уровня. 

Третья колонка (a dustbin) — коллокации, которые ученик считает слишком сложными, ненужными, которые, как он считает, никогда ему не пригодятся. 

Важно: если ученик помещает большое количество чанков и коллокаций в третью колонку, это значит, что, возможно, уровень или курс был подобрал неправильно. Верный признак того, что пора проводить анализ целей ученика. 

Упражнения

Упражнения с разделами словарика по типу a fridge, a freezer, and a dustbin:

  • В этом задании нужно внести коллокации в одну из колонок словаря, обсудить свое решение с другим учеником, обосновывая, приводя примеры.

Горизонтальное и вертикальное развитие мысли:

  • Один ученик составляет предложение с одним из чанков из первой колонки. 
  • Второй ученик развивает это предложение, придумывая, какая фраза, какое предложение могло идти до или после данного предложения.
  • Третий ученик вступает в диалог со вторым, реагируя на его высказывание.
    Например, возьмем чанк took the plunge:

Student 1: I took the plunge and broke up with my girlfriend.
Student 2: I took the plunge and broke up with my girlfriend. Never have I ever felt so relieved.
Student 3: Good for you. But your ex might feel desperate now.

Диалог может быть ограничен или не ограничен по времени и по количеству реплик. 

Вариант 4. Разбиваем по темам

Количество колонок равно количеству модулей (юнитов) в учебнике. Один и тот же чанк может быть записан в несколько колонок. 

Ученики в мини-группах анализируют вокабуляр урока и решают, к каким темам (изученным ранее или предстоящим) можно так же отнести отдельные коллокации.

Какой способ ведения словаря вам ближе? Какие упражнения берете себе в копилку? Напишите ответ в комментариях!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×