Большая подборка упражнений на аудирование для уровня Pre-Intermediate
В статье предлагаем видеоматериалы и серии упражнений на аудирование, которые подойдут ученикам с уровнем Pre-Intermediate и выше.
Для начала перечислим виды упражнений, направленные на понимание иностранной речи:
- Аудирование на понимание основной идеи текста (Listening for gist / main idea).
- Аудирование на выделение необходимой информации / деталей (Listening for specific information / for details).
- Аудирование на установление последовательности (Listening for a sequence).
- Аудирование на определенную лексику (Listening for specific vocabulary).
- Аудирование на установление мнения говорящего (Listening for attitude and opinion).
Поскольку разновидностей много, ученику важно предлагать разные типы заданий. При этом понимание основной идеи текста — базовая задача, а выделение специфической информации и деталей — более сложная. Вторую лучше ставить после лексической подготовки или как второе/третье задание к аудиотексту.
Содержание:
- Серия упражнений «История велосипеда»
- Серия упражнений «Как запомнить что-угодно»
- Серия упражнений «Почему 1,5 миллиарда человек едят палочками»
- Серия упражнений «История чая»
Серия упражнений «История велосипеда»
Упражнение на понимание основной идеи текста
Предложите ученику прослушать аудио ролика History of the Bicycle, при этом не показывая сам текст:
Listen to the audio (3:14 – 7:33) and choose the correct option:
a) a bicycle was invented by Leonardo da Vinci
b) a bicycle was not invented by one person
c) a bicycle was invented by JK Starley
Упражнение на установление последовательности
Для этого задания также важно, чтобы ученик слушал только текст, однако если упражнение вызывает большие сложности, можно предложить посмотреть видео с текстом записи.
Listen and put the sentences in order.
A. Starley’s bicycle had similar-sized wheels, pedals, and a chain.
B. A rider moved the bicycle by pushing his feet against the ground.
C. French inventors changed the bicycle’s design by making the front wheel larger.
D. And the inventors added pedals and a big steel frame to the bicycle.
E. The inventors also added rubber tires to the wheels.
Упражнение на определение лексики
Предложите ученику посмотреть видео, которое содержит текст аудиозаписи. Задания этого вида полезно использовать в комплексе с другими лексическими упражнениями, например, на сопоставление слов с картинками, подбор определения к каждому слову и другое.
Watch and listen (5:11 – 5:55) and fill in the gaps:
Over the next ten years, inventors changed the design of the bicycle even more. They made its front 1. _____ even larger. This increased its 2. _____ . They also added 3. _____ _____ on the wheels. People called this bicycle “the ordinary”. But these kinds of bicycles were difficult to ride. They were difficult to 4. _____ _____ . And it was difficult to change 5. _____ while riding.
Упражнение на определение деталей
В этом задании ученик может прослушать аудиоматериал два или три раза, а также, если нужно, делать паузы.
Listen and answer the questions:
- Who first wrote plans for the modern bicycle?
- Did the first bicycle have wheels and pedals?
- How did a rider move the first bicycle forward?
- What parts did the next bicycle (“boneshaker”) have?
- Why was it named “boneshaker”?
- When was the first modern bicycle invented?
- Who invented it?
- What parts did it have?
Больше идей можно найти в статьях:
Серия упражнений «Как запомнить что-угодно»
Упражнение на понимание основной идеи текста
Предложите ученику задание, в котором ему необходимо отметить несуществующую опцию. Задания такого типа часто вызывают сложности, поэтому важно познакомить учеников и с таким форматом упражнений.
Listen (8:33 – 15:15) and tick the option you HAVEN’T heard:
Popular methods of remembering and memorising are:
- repeating
- “acronym”
- “visualization”
- “a memory journey”
- “a memory palace” or a “method of loci”
Упражнение на определение последовательности
Listen (13:06 – 14:15) and put the sentences in order.
- A memory palace is useful for remembering a list of things.
- Two giant steaks attack you on your doorway.
- Movement and strange experiences help you memorize better.
- If you need to remember a grocery list, imagine a container of milk on your doorstep.
- Pretzels are dancing in your living room
Упражнение на определение деталей
Это упражнение фактически знакомит ученика с мнемотехникой «Дворец памяти», поэтому будет полезно также предложить ученику попробовать придумать свой список для запоминания и свой «Дворец памяти».
Ученик должен понять суть мнемотехник и объяснить их.
Listen (8:33 – 15:15) and do the tasks:
- Name the memorising techniques mentioned in the audio.
- Explain how to use the “Acronym” method to memorise.
- Explain how to use “The method of loci” to memorise”.
Закрепление и обсуждение после аудирования
Ученику нужно ответить на вопросы:
- Do you find these memorising methods useful?
- Have you ever tried any of them?
- Which would you like to try?
Много интересных аудиоматериалов можно найти на канале TED, особенно в разделе “TED Small Thing, Big Idea”. В следующей серии упражнений мы будем использовать ролики с этого канала.
Серия упражнений «Почему 1,5 миллиарда человек едят палочками»
Подготовка к аудированию
Предложите ученику ответить на вопросы:
- Have you ever eaten using chopsticks?
- If yes, did you like it? What did you eat?
- If no, would you like to try?
Упражнение на выделение специфической информации
Задание может быть таким:
Watch and listen to the audio (0:00 – 0:39) and say how to hold chopsticks correctly.
Или таким:
Ученик должен определить, соответствуют ли перечисленные ниже утверждения аудиотексту.
Watch, listen and choose “True” or “False”:
- Chopsticks can be only made out of wood, plastic, bamboo, jade and ivory.
- Chopsticks cannot be used like drumsticks.
- Their design has no variations in different countries.
- Chinese and Japanese chopsticks are round and very pointy.
- Chopsticks were used even 3000 years ago.
- Chinese cuisine has knives and forks.
- The legend says that chopsticks are used in Heaven.
Серия упражнений «История чая»
Подготовка к аудированию
Предложите ученику ответить на вопросы:
- Do you know the first and second most popular beverages in the world?
- Where was a tea plant first grown and tea as a beverage first discovered: in India, in China or in Japan?
Упражнение на определение деталей
Задание такого формата фактически очень похоже на задание формата ЕГЭ, поэтому стратегия работы с упражнением будет аналогичной. Ученику нужно:
- Предварительно прочитать текст задания (все утверждения и все варианты).
- На основании контекста предположить значение незнакомых слов либо их можно отработать с учеником на этапе подготовки к аудированию.
- Подумать до этапа слушания, какие варианты могут быть правильными, а какие не подходят изначально, например, в утверждении 4 вариант b не подходит, так как король Charles III является правящим монархом в 21 веке, а чай был популярен и ранее.
- Прослушать текст и проверить свои предположения.
Watch and listen (1:42 – 2:47) and choose the correct option.
1. This person brought the first tea plant to Japan:
a. the Japanese prince
b. a Japanese monk
c. a person of Tang Dynasty
2. In the 14th century China had a monopoly in export of three essential goods:
a. tea, porcelain, milk
b. porcelain, coffee and silk
c. silk, tea and porcelain
3. The spread of tea in Europe began in:
a. 16th century
b. 17th century
c. 18th century
4. Tea became popular in Britain because of:
a. Queen Catherine
b. King Charles III
c. King Charles II
После каждого текста очень полезно спросить ученика, была ли какая-то информация новой или удивительной для него, предложить дискуссию о том, чем информация из записи может быть полезна для него.
Познавательные, интересные и забавные аудиоматериалы расширяют кругозор студента, способствуют пополнению словарного запаса, провоцируют его высказать мнение или поделиться личным опытом, то есть помогают использовать язык именно как средство общения.
Спасибо большое! Очень интересно!