Для преподавателей тема Present Simple — одна из самых простых в грамматике английского языка. Но студенты с нами не согласятся! Многие ученики и их родители обращаются к репетитору именно с таким запросом: помочь наконец-то выучить настоящее время.
В этом гайде предлагаем разобраться, как лучше всего объяснять тему Present Simple детям и взрослым.
Содержание:
1. Объясняем, что такое Present Simple
2. Запоминаем правила образования формы глаголов
– To be
– Do/does
– Have/has got
3. Учим маркеры времени Present Simple
4. Объясняем разницу между Present Simple и Present Continuous
5. Закрепляем и отрабатываем на практике
1. Объясняем, что такое Present Simple
На первый взгляд, Present Simple — это грамматическое время английского языка, которое используется для обозначения обычных, регулярных действий в настоящем. Но как только ученики встречаются с другими случаями употребления этого времени, возникают вопросы.
Чтобы избежать недопонимания, можно держать под рукой или в кабинете табличку или карточки с яркими примерами.

Объясняем детям
— Marney Esse
Объясняем взрослым
Я объясняю, что Present Simple — это все, что имеет концепцию факта, который существует или происходит в принципе, либо факта, который повторяется с какой-то периодичностью/регулярностью. И дальше привожу маркеры always, every day, in the morning, occasionally, rarely, often, etc.
— Елена Гусакова
2. Запоминаем правила образования формы глаголов
Выучить связку I, you, we, they + глагол обычно удается без проблем. Сложности начинаются, когда дело касается третьего лица единственного числа, вспомогательных глаголов и to be.
Преподаватель английского Юлия Яковлева советует постепенно переходить от простого к сложному с помощью шаблонов.
Если продолжить наш пример с котом и заполнить таблицу, получится необходимая лексика.

Ученик может использовать слова из таблички, чтобы составить предложение о себе с помощью всего двух шаблонов.

Следующий шаг — рассказать о семье, друзьях, знакомых, коллегах. Новые шаблоны:

Отдельно обращаем внимание на то, что в английском нет разделения на ты и вы, но есть всеобщее YOU, которое дружит с ARE. Этим оно схоже с THEY. И в целом все МЫ очень похожи, поэтому WE тоже употребляется с ARE.
Что насчет шаблонов с глаголами? В большинстве случаев, чтобы говорить о действиях других людей, мы будем использовать ту же форму, что и в рассказе о себе.

Отрабатывать правило с окончанием -s лучше всего на простых глаголах без -es и -ies.

А если в предложении вместо понятных he, she, it — Bob, Mary или table, задавайте вопрос Кто это? или Что это? Если ответ — он, она или оно — добавляйте окончание -s/-es.
— Антонина Скорова

— To Be

Объясняем детям
— Диляра Биктагирова
— Marney Esse
Объясняем взрослым
— Антонина Скорова
— Do/Does

Объясняем взрослым
— Тамара Жицкая
— Have got / Has got
После того, как ученики усвоили to be и do/does, запомнить have/has довольно просто: они подчиняются похожему правилу, где в третьем лице единственном числе появляется форма глагола с -s.

Объясняем детям и взрослым
— Маргарита Феженко
3. Учим маркеры времени Present Simple
— Marney Esse

— Маргарита Феженко

— Диляра Биктагирова
Именно эти маркеры времени помогают отличить Present Simple от других времен, например, Present Continuous.
4. Объясняем разницу между Present Simple и Present Continuous
У Present Simple и Present Continuous разные грамматические формы и случаи употребления, но ученики все равно часто их путают. Например, оба времени используются, чтобы сообщить факт в настоящем времени. Вот как Cambridge Dictionary предлагает объяснить разницу:

Другой подход — приучать студентов ориентироваться на слова-маркеры, сигнализирующие о времени.
- Present Simple: usually, every month, every year, daily, every Thursday, once a day, twice a week, from time to time, seldom, hardly ever.
- Present Continuous: now, right now, at the moment, today, this week, this month.
Еще одним маркером времени являются state или stative verbs — глаголы, описывающие состояние, а не действие. Чтобы не путаться, достаточно запомнить, что глаголы состояния не употребляются в Present Continuous. Если в задании вида “I (believe) her” нужно раскрыть пропуск, ученик сможет верно определить необходимое время, если посмотрит на глагол.
К глаголам состояния относятся слова, описывающие:
- мнение и мысли (know, understand, think, agree, doubt, consider);
- эмоции и чувства (prefer, like, hate);
- ощущения (see, smell, feel, appear);
- принадлежность и меру (belong, own, cost, weigh).
Не забудьте потренироваться в употреблении глаголов, которые могут быть глаголами состояния в зависимости от контекста, а могут ими не быть.
- Present Simple: I see this black cat every day. I think it belongs to our neighbour.
- Present Continuous: I think my Kitty is seeing our neighbour’s cat.
Полезная статья о state verbs с примерами для ваших учеников от Skysmart
5. Закрепляем и отрабатываем на практике
Поэтому — как можно больше практики в речи с уже известными словами. Чем больше, тем лучше. Даже если кажется, что вы спрашиваете одно и то же, меняйте подлежащее. Сначала про ученика, потом про его сестру, потом про кошку, потом про любимого книжного героя. Поставьте себя на место студента и дайте ему как можно больше разговорной практики даже с таким «простецким» правилом!
— Екатерина Озсой
Какие игры можно использовать, чтобы отрабатывать Present Simple на практике — советует Маргарита Феженко:
Профессии
Преподаватель загадывает род занятий, затем описывает, что делает человек, а ученик должен угадать, что это за профессия. Затем меняемся ролями.

Обмен опытом
Например, преподаватель рассказывает топ-5 своих активностей, а ученики делятся своими. Затем добавляем маркеры времени, говорим, как часто это делаем, и задаем друг другу вопросы.

Интервью
Близкий role-play никто не отменял! Взрослым ученикам приятно почувствовать себя звездой «на интервью у Дудя», а детям весело задавать вопросы их любимым героям.
Преподаватель-нейтив Марни Эссе предлагает ученикам описывать чувства, ощущения и опыт, чтобы лучше закрепить тему.
Where am I?
Во время игры один ученик описывает, что он видит, чувствует на вкус, к чему может прикоснуться, а другие ученики угадывают, где он находится.

Кое-что еще:
- Готовый урок: Present Simple для детей. Worksheet и презентация к уроку для начинающих от Диляры Биктагировой
- 4 игры на Present Simple в нашем телеграм-канале. Подойдут для отработки пройденного материала в нескучной игровой форме. Правила игры в Вк
- 5 интересных заданий на говорение с использованием Present Simple: одна из самых популярных статей блога от Юлии Белоног
- Большой дайджест Present Simple: задания, тесты и планы уроков

Желаем продуктивных уроков! 😉
Расскажите про свой опыт: какие были трудности с объяснением Present Simple, какие были удачи и находки? Забавные истории?
Коллеги, поделитесь впечатлениями, как вам статья? Хотели бы, чтоб мы готовили больше таких подробных материалов? А на какие темы? Что мы не учли или забыли?

не уверена в корректности шаблона (I do + глагол), может путать учащихся
Прикольно, но я делаю все это со своими учениками, но некоторые из них так и не запоминают ничего. :С Что я делаю не так, интересно, и как это исправить?
Добрый день, Мария! Я второй редактор блога. Передала ваш вопрос автору статьи. Публикую ее совет:
«У каждого студента по-своему) Кому-то нужно хорошо во всем разобраться и до конца понять, чтобы уложить в голове. Кому-то нужно больше регулярной практики.
В статье «Вопрос методисту: Что делать, если ученик быстро забывает лексику?» https://skyteach.ru/2022/11/23/yesli-uchenik-bystro-zabyvayet-leksiku/ коллеги советуют приемы против забывания лексики, но с грамматикой многие из них тоже работают: всегда обращаем внимание, когда встречаем в контексте, пользуемся не переставая, тем более что настоящее время везде)»