Первый урок по физике — каким он должен быть? Главная его задача — не только познакомить с новым учебным предметом, но и показать, насколько удивительна физика, как велико ее значение в нашей жизни, каково ее место среди других наук в познании окружающего мира. Важно объяснить ученикам, что физика — это экспериментальная наука. Поэтому в первый урок стоит включить простые, но интересные опыты, проводимые с помощью доступных предметов, встречающихся в быту. Так ученики смогут повторить эти опыты дома сами или придумать свои.
Цели урока:
- Сформировать научное мировоззрение.
- Познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.
- Способствовать развитию внимания, любознательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в новой ситуации.
- Способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.
Планируемый результат:
- Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод.
- Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации.
- Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике.
- Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, научить видению нового знания и его связи с имеющимся опытом, понимать значение новых знаний для последующего обучения.
- Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Содержание:
1. Изучение нового материала
Что такое физика?
Когда ребенок задает вопрос «Почему небо голубое?», «Почему пишет ручка?», «Откуда берутся облака?» или «Почему вода мокрая?», он впервые проявляет интерес к физике, хотя еще не знает такого слова. Физика — это наука, с помощью которой человек пытается ответить на вопросы, возникшие в детстве. Ведь главный вопрос физики — это «почему?», вопрос, с которого начинается познание мира. Без физики невозможна большая часть достижений современного мира. Именно от нее человечество ждало и продолжает ждать изобретение телепортации, антигравитации и космических полетов в другие галактики.
Физика повсюду, она окружает нас, является частью нашей повседневной жизни. Каждый раз, садясь за руль велосипеда или на сиденье автомобиля, играя за компьютером, ставя лайк понравившемуся видео в интернете, заваривая чай, мы используем возможности, подаренные физикой, без которой была бы невозможна большая часть достижений и удобств современного мира.
Как физика помогает в исследованиях других наук?
География | Процесс образования осадков, землетрясения, полярное сияние, приливы и отливы и многое другое объясняется физическими законами. |
Астрономия | Изучение небесных тел, их удаленность от Земли, химический состав и другое возможно определить применяя законы физики. |
История | С открытием физических законов меняется и жизнь людей. Развивается промышленность, появляются новая техника, что отражается на взаимоотношениях стран. |
Биология | Знание законов физики необходимо для понимания многих процессов, происходящих в живых организмах: движение конечностей, оптика глаза, строение уха и так далее. |
Подумайте, как физика влияет на химию, литературу, искусство и другие сферы.
Что изучает физика?
Материя — все, что существует во Вселенной вне зависимости от нашего сознания. | |
Вещества — вид материи, из которого состоят физические тела. | Поля — вид материи, отличный от вещества. |
бумага, стекло, дерево. | гравитационное, магнитное, электрическое. |
Задание 1.
Распределите по столбикам примеры физических тел и веществ: тетрадь, бумага, капля воды, мяч, снежинка, ноутбук, жираф, железо, воздух, пластик.
Физические тела | Вещества |
Задание 2.
Дайте определение физическим терминам.
- Материя — это…
- Физическое тело — это…
- Вещество — это…
Основные задачи физики — выявить закономерности в различных процессах и предсказать их ход при разных условиях. Поэтому физика изучает множество разнообразных физических явлений.
Задание 3.
Распределите по столбикам примеры физических и нефизических явлений: испарение воды, окисление железа, дождь, радуга, гниение листьев, таяние льда, скисание молока, появление ржавчины, молния.
Физические явления | Нефизические явления |
Задание 4.
Разделите на три группы понятий следующие слова и словосочетания: апельсин, рассвет, шелк, енот, шерсть, клубок ниток, падение яблока, пение скворца, Солнце, водород, полнолуние.
Физические тела | Вещества | Явления |
Физика изучает множество разнообразных явлений, и, чтобы в них не запутаться, их можно условно разделить на несколько групп:
- механические,
- световые,
- звуковые,
- тепловые,
- электрические,
- магнитные.
Опыт.
- «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накройте листом бумаги и быстро переверните дном вверх — вода не выльется из стакана. Почему?
- «Удивительное яйцо». Можно ли в пустую бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажгите бумагу и бросьте ее в бутылку. Поставьте на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)
Опыт.
- «Огнеупорный шарик». Два воздушных шара надуты одинаково, но в один налито немного воды. Поднесите оба шара к зажженной свече. Что произойдет? Почему шарик с водой не лопается?
- «Наблюдение конвекции». В холодную воду поместите несколько кристалликов марганцовки или краски. Начните нагревать пробирку. Что происходит?
Опыт.
- «Волшебная линейка». Если пластмассовую линейку потереть о волосы, а потом поднести к кусочкам бумаги, то они притянутся. Почему?
- «Странные опилки». Рассыпьте магнитные опилки на листе белой бумаги и с другой стороны поднесите магнит. Что произойдет?
Опыт.
- «Мыльный пузырь». Выдуйте мыльный пузырь и внимательно его рассмотрите. Почему он переливается разными цветами?
- «Радуга». Возьмите стакан, наполненный водой, поднесите его к окну так, чтобы лучи солнца освещали емкость. Опускайте или поднимайте стакан, пока на светлой поверхности не появится радуга. Какое явление мы наблюдаем?
Опыт.
- «Поющий бокал». Наполните бокал водой и смоченным в воде пальцем проведите по краю бокала. Что произойдет? (Меняя количество воды в бокалах, можно услышать, что «поют» они по-разному.)
- «Звуковой резонанс». Ударьте молоточком по первому камертону, зажмите его ветви — звучание второго камертона продолжается. Почему?
Задание 5.
Приведите примеры физических явлений.
Механические | |
Световые | |
Звуковые | |
Тепловые | |
Электрические | |
Магнитные |
Как изучать физику?
Физические явления протекают согласно определенным правилам — законам. Задача физики — открывать и изучать это законы, стараться обобщить полученные результаты для большого круга явлений. Так ученые используют различными способы, которые принято называть методами научного познания. Можно выделить три метода получения знаний: наблюдения, опыты (эксперименты) и математический расчет.
- Наблюдение — это изучение явлений в естественных условиях, без вмешательства.
- Когда в результате наблюдений накопилось достаточно фактов, можно выдвинуть гипотезу. Гипотеза — это предположение, которое объясняет наблюдаемое явление.
- Гипотезу необходимо доказать. На помощь приходит эксперимент (опыт) — изучение явления в специально созданных условиях.
- Если многократно проведенные эксперименты (опыты) подтвердят гипотезу, то ее можно смело переводить в ранг законов. Очень часто законы описывают с помощью математических методов.
Таким образом, если вы хотите открыть новый физический закон, вам придется пройти следующую цепочку: наблюдение → накопление фактов → гипотеза → эксперимент → закономерность (закон).
2. Закрепление материала
Задание 6.
Заполните таблицу и перепишите ее в тетрадь.
Задание 7.
Заполните пропуски нужными словами.
Физика — наука __________, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие ее __________. Все, что заполняет окружающее нас пространство, называют __________. Физическое тело — это __________, которая имеет __________. Материю, из которой состоят физические __________, называют __________. Физика изучает физические __________. Явления можно условно поделить на механические; __________, __________, магнитные, __________, __________. Алгоритм изучения физических явлений может быть следующим: наблюдение → накопление __________ → гипотеза → __________ → закономерность (__________).
3. Рефлексия
Подведем итоги урока. Для этого закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал(-а)…
- Сегодняшний урок показал мне…
- Самым трудным для меня было…
- Самым интересным мне показалось…
- На следующем уроке я бы хотел(-а) узнать о…