13.09.2023
467
0

План первого урока по физике на тему «Что такое физика»

Первый урок по физике — каким он должен быть? Главная его задача — не только познакомить с новым учебным предметом, но и показать, насколько удивительна физика, как велико ее значение в нашей жизни, каково ее место среди других наук в познании окружающего мира. Важно объяснить ученикам, что физика — это экспериментальная наука. Поэтому в первый урок стоит включить простые, но интересные опыты, проводимые с помощью доступных предметов, встречающихся в быту. Так ученики смогут повторить эти опыты дома сами или придумать свои.

Цели урока:

  • Сформировать научное мировоззрение.
  • Познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.
  • Способствовать развитию внимания, любознательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в новой ситуации.
  • Способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.

Учите школьников и получайте
от 40 до 100 000 рублей в месяц!

Приглашаем учителей физики
с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки
к выпускным экзаменам

Начать преподавать
kk Skyteach

Планируемый результат:

  • Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод.
  • Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации.
  • Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике.
  • Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, научить видению нового знания и его связи с имеющимся опытом, понимать значение новых знаний для последующего обучения.
  • Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Содержание:

  1. Изучение нового материала:
  1. Закрепление материала
  2. Рефлексия

Получите 🎁 на почту!

Эксперт онлайн-школы Skysmart подготовил для вас
методический подарок
к уроку физики.

Получить подарок
course 2 Skyteach

1. Изучение нового материала

Что такое физика? 

Когда ребенок задает вопрос «Почему небо голубое?», «Почему пишет ручка?», «Откуда берутся облака?» или «Почему вода мокрая?», он впервые проявляет интерес к физике, хотя еще не знает такого слова. Физика — это наука, с помощью которой человек пытается ответить на вопросы, возникшие в детстве. Ведь главный вопрос физики — это «почему?», вопрос, с которого начинается познание мира. Без физики невозможна большая часть достижений современного мира. Именно от нее человечество ждало и продолжает ждать изобретение телепортации, антигравитации и космических полетов в другие галактики.

Физика повсюду, она окружает нас, является частью нашей повседневной жизни. Каждый раз, садясь за руль велосипеда или на сиденье автомобиля, играя за компьютером, ставя лайк понравившемуся видео в интернете, заваривая чай, мы используем возможности, подаренные физикой, без которой была бы невозможна большая часть достижений и удобств современного мира.

Физика — наука о природе. Но физика не единственная наука о природе, а потому тесно связана со многими другими. Эта связь привела к образованию смежных наук, таких как астрономия, геология, химия, биология. А также физика оказывает влияние и на гуманитарные науки, такие как история, литература, искусство и так далее.

Как физика помогает в исследованиях других наук?

ГеографияПроцесс образования осадков, землетрясения, полярное сияние, приливы и отливы и многое другое объясняется физическими законами.
АстрономияИзучение небесных тел, их удаленность от Земли, химический состав и другое возможно определить применяя законы физики.
ИсторияС открытием физических законов меняется и жизнь людей. Развивается промышленность, появляются новая техника, что отражается на взаимоотношениях стран.
БиологияЗнание законов физики необходимо для понимания многих процессов, происходящих в живых организмах: движение конечностей, оптика глаза, строение уха и так далее.

Подумайте, как физика влияет на химию, литературу, искусство и другие сферы.

Сколько платят в Skyeng преподавателю физики?

Подробнее
lyudi ch.1 61 Skyteach

Что изучает физика?

Физика — это наука, изучающая простые и вместе с тем наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения.
Материя — все, что существует во Вселенной вне зависимости от нашего сознания.
Вещества — вид материи, из которого состоят физические тела.Поля — вид материи, отличный от вещества.
бумага,
стекло,
дерево.
гравитационное,
магнитное,
электрическое.
Если материя имеет массу, форму, объем и отделена от других тел внешней границей раздела, ее называют физическим телом.

Задание 1.

Распределите по столбикам примеры физических тел и веществ: тетрадь, бумага, капля воды, мяч, снежинка, ноутбук, жираф, железо, воздух, пластик.

Физические телаВещества
  

Задание 2.

Дайте определение физическим терминам.

  1. Материя — это…
  2. Физическое тело — это…
  3. Вещество — это…

Основные задачи физики — выявить закономерности в различных процессах и предсказать их ход при разных условиях. Поэтому физика изучает множество разнообразных физических явлений.

Явление — любое изменение, происходящее в пространстве. Физическое явление — это любое превращение вещества или проявление его свойств, происходящее без изменения состава вещества.

Задание 3.

Распределите по столбикам примеры физических и нефизических явлений: испарение воды, окисление железа, дождь, радуга, гниение листьев, таяние льда, скисание молока, появление ржавчины, молния.

Физические явленияНефизические явления
  

Задание 4.

Разделите на три группы понятий следующие слова и словосочетания: апельсин, рассвет, шелк, енот, шерсть, клубок ниток, падение яблока, пение скворца, Солнце, водород, полнолуние.

Физические телаВеществаЯвления

Физика изучает множество разнообразных явлений, и, чтобы в них не запутаться, их можно условно разделить на несколько групп:

  • механические,
  • световые,
  • звуковые,
  • тепловые,
  • электрические,
  • магнитные.
Механические явления изучает механика — раздел физики, исследующий движение и взаимодействие тел. Например, движение автомобилей, плавание кораблей или полет самолетов; почему все тела падают на Землю, а Луна — нет.

Опыт.

  1. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накройте листом бумаги и быстро переверните дном вверх — вода не выльется из стакана. Почему?
  2. «Удивительное яйцо». Можно ли в пустую бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажгите бумагу и бросьте ее в бутылку. Поставьте на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)
Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика изучают тепловые явления, которые тесно связаны со строением вещества. Например, как работает двигатель внутреннего сгорания или распространяются запахи, почему кипит вода.

Опыт.

  1. «Огнеупорный шарик». Два воздушных шара надуты одинаково, но в один налито немного воды. Поднесите оба шара к зажженной свече. Что произойдет? Почему шарик с водой не лопается?
  2. «Наблюдение конвекции». В холодную воду поместите несколько кристалликов марганцовки или краски. Начните нагревать пробирку. Что происходит?
Электричество и магнетизм изучают электрические и магнитные явления. Например, откуда берется электричество, как преобразовать ток в тепло, почему существуют молнии.

Опыт.

  1. «Волшебная линейка». Если пластмассовую линейку потереть о волосы, а потом поднести к кусочкам бумаги, то они притянутся. Почему?
  2. «Странные опилки». Рассыпьте магнитные опилки на листе белой бумаги и с другой стороны поднесите магнит. Что произойдет?
Оптика изучает световые явления, такие как отражение в зеркале, солнечные зайчики, радуга.

Опыт.

  1. «Мыльный пузырь». Выдуйте мыльный пузырь и внимательно его рассмотрите. Почему он переливается разными цветами?
  2. «Радуга». Возьмите стакан, наполненный водой, поднесите его к окну так, чтобы лучи солнца освещали емкость. Опускайте или поднимайте стакан, пока на светлой поверхности не появится радуга. Какое явление мы наблюдаем?
Акустика изучает звуковые явления. Например, от чего зависит громкость и тембр голоса, что такое резонанс и почему по мостам нельзя ходить строем.

Опыт.

  1. «Поющий бокал». Наполните бокал водой и смоченным в воде пальцем проведите по краю бокала. Что произойдет? (Меняя количество воды в бокалах, можно услышать, что «поют» они по-разному.)
  2. «Звуковой резонанс». Ударьте молоточком по первому камертону, зажмите его ветви — звучание второго камертона продолжается. Почему? 

Задание 5.

Приведите примеры физических явлений.

Механические 
Световые 
Звуковые 
Тепловые 
Электрические 
Магнитные 

Как изучать физику?

Физические явления протекают согласно определенным правилам — законам. Задача физики — открывать и изучать это законы, стараться обобщить полученные результаты для большого круга явлений. Так ученые используют различными способы, которые принято называть методами научного познания. Можно выделить три метода получения знаний: наблюдения, опыты (эксперименты) и математический расчет.

Представьте себя в роли исследователя, который стоит на пути открытия важнейшего физического закона. Какую цепочку он перед этим проходит?
  1. Наблюдение — это изучение явлений в естественных условиях, без вмешательства.
  2. Когда в результате наблюдений накопилось достаточно фактов, можно выдвинуть гипотезу. Гипотеза — это предположение, которое объясняет наблюдаемое явление.
  3. Гипотезу необходимо доказать. На помощь приходит эксперимент (опыт) — изучение явления в специально созданных условиях.
  4. Если многократно проведенные эксперименты (опыты) подтвердят гипотезу, то ее можно смело переводить в ранг законов. Очень часто законы описывают с помощью математических методов.

Таким образом, если вы хотите открыть новый физический закон, вам придется пройти следующую цепочку: наблюдение → накопление фактов → гипотеза → эксперимент → закономерность (закон).

Вам могут пригодиться и эти планы уроков по физике:

2. Закрепление материала

Задание 6.

Заполните таблицу и перепишите ее в тетрадь.

plan pervogo uroka po fizike 1 Skyteach

Задание 7.

Заполните пропуски нужными словами.

Физика — наука ­­­__________, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие ее __________. Все, что заполняет окружающее нас пространство, называют __________. Физическое тело — это ­­­__________, которая имеет __________. Материю, из которой состоят физические __________, называют __________. Физика изучает физические ­­­­­­­­­­__________. Явления можно условно поделить на механические; __________, __________, магнитные, __________, __________. Алгоритм изучения физических явлений может быть следующим: наблюдение → накопление __________ → гипотеза → __________ → закономерность (__________).

Хотите преподавать физику онлайн, но не знаете, с чего начать?

 

Узнайте, как за 4 шага попасть в нашу команду!

Узнать
article skyteach help teach in skyeng Skyteach

3. Рефлексия

 Подведем итоги урока. Для этого закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал(-а)…
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Самым трудным для меня было…
  • Самым интересным мне показалось…
  • На следующем уроке я бы хотел(-а) узнать о…
Больше идей для увлекательных и продуктивных уроков физики:
Надеемся, статья получилась полезной. Какие еще материалы для уроков физики вам нужны? Напишите в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×