«Нашли хорошего учителя — можно расслабиться, теперь у ребенка не будет проблем с учебой», — так считают некоторые родители и снимают с себя всю ответственность. Но волшебной таблетки не существует, потому что успех ученика зависит от всех участников процесса. На успеваемость ребенка в том числе сильно влияют и отношения «учитель — родитель». И нежелание, и чрезмерная вовлеченность одинаково плохо могут сказаться на результатах ребенка.
В статье я на примерах докажу это и поделюсь советами, как наладить контакт с родителями не в ущерб преподавателю.
Содержание:
- Чем недовольны родители?
- Понятие CEFR — для чего?
- Какие зоны ответственности у учителей и родителей?
- Students’ Cases
- Что делать, чтобы отношения «учитель — родитель» улучшились?
1. Чем недовольны родители
Вот самые частые требования и претензии из моей практики и практики моих коллег:
- недостаточно домашнего задания;
- слишком много домашнего задания;
- нет прогресса в изучении предмета;
- мало обратной связи от учителя;
- ребенку ничего не понятно;
- оценки не стали лучше;
- были за границей, ребенок не смог общаться с иностранцами.
Преподавателям часто не хватает времени объяснить всем мамам и папам детали обучения, но каждая минута, потраченная на совет и доброе слово об ученике, помогает создать доверительные отношения между педагогом и родителями. Поэтому советую не отгораживаться от семей учеников непробиваемой стеной. Но все же, что делать с завышенными ожиданиями? Об этом далее.
2. Понятие CEFR — для чего?
Родителям важно объяснить понятие CEFR. Это поможет им осознать, что программа и оценка знаний строится на основе системы, а не из головы или по прихоти учителя. Даже если мамы и папы не погрузятся в эту тему глубоко, они получат доказательства экспертности преподавателя и будут больше ему доверять.
Шкала CERF поможет дать ответы на частые вопросы: сколько времени нужно, чтобы в совершенстве выучить английский, сколько еще часов/недель потратить на достижение следующего уровня английского?
Есть определенная статистика и градация:
Guided learning hours to achieve each level from the level below (Количество учебных часов для достижения каждого уровня с уровня ниже) | Cumulative number of GLHs achieve level from beginner (Совокупное количество часов от начального уровня) | Number of weeks to achieve level from the level below, if following a programme of 2 hours in class plus 2 hours homework each week (Количество недель для достижения уровня от уровня ниже, если следовать программе: 2 часа в классе плюс 2 часа домашних заданий каждую неделю) | Number of additional hours of learning a week needed to complete the level in 35 weeks(Количество дополнительных часов обучения в неделю, необходимых для завершения уровня за 35 недель) | |
С2 | 300–400 | 1030–1450 | 75–100 | 5–7 |
С1 | 200–300 | 730–1050 | 50–75 | 2–5 |
В2 | 180–260 | 530–750 | 45–65 | 1–3 |
В1 | 160–240 | 350–490 | 40–60 | 1–3 |
А2 | 100–150 | 190–250 | 25–38 | 0 |
А1 | 90–100 | 90–100 | 23–25 | 0 |
Каждому уровню соответствуют определенные навыки. Рассмотрим пару примеров.
Что должен знать и уметь ученик на уровне А1 | Что должен знать и уметь ученик на уровне C1. Effective operational proficiency |
– Иметь словарный запас 1500 слов;– понимать и использовать повседневные выражения, основные фразы, направленные на удовлетворение базовых потребностей;– самостоятельно представляться на английском и представлять других;– задавать элементарные вопросы на личные темы (о месте проживания, друзьях и знакомых) и отвечать на них;– взаимодействовать на базовом уровне английского языка, если англоязычный собеседник говорит медленно, четко и готов помочь в установлении коммуникации;– понимать очень короткие (1–2 фразы) надписи на английском с иллюстрациями (открытки, дорожные указатели, краткие пояснения, вывески). | – Иметь словарный запас от 4500 слов и более;– понимать практически все услышанное и прочитанное;– обобщать информацию из различных устных и письменных источников, оформлять доводы и мнения в виде связного текста;– говорить на любую тему без подготовки, точно и без затруднений выражая свою мысль, различая малейшие оттенки значений даже в самых сложных ситуациях. |
Для чего нам эта информация и CEFR? Эта база, на основе которой можно строить диалог с родителями конструктивно и пояснять на фактах, почему не так быстро видно прогресс или почему столько баллов набрал, как ускорится и т. д.
Возможно, вам будут интересны и эти статьи:
3. Какие зоны ответственности у учителей и родителей?
На что мы можем повлиять как преподаватели:
– методика, методические приемы, контекст, погружение в языковую среду, доступ к ресурсам.
На что могут повлиять родители учеников:
– интенсивность занятий (по статистике в течение месяца после пройденного материала ученик запоминает лишь 20–30% информации, поэтому необходимо частое повторение материала, возврат к уже пройденному), от которой будет зависеть динамика и прогресс.
Что влияет на изучение учеником L2 (английского языка):
– пол ученика, его возраст, представления о языке, эмоции, тревожность, страхи, цели в обучении, предыдущий опыт обучения.
Зона ответственности ученика лежит в выполнении рекомендаций учителя, например, не пропускать уроки или регулярно выполнять домашнее задание. Ребенку нужно осознавать свои обязанности и по мере возникновения трудностей давать учителю обратную связь и просить помощи, пояснений или дополнительной проработки каких-либо тем.
Все мы люди, и есть момент эмпатии, но все-таки учитель, родитель, ученик взаимодействуют в команде и работают вместе на результат, и если одно звено барахлит, нарушается работа целого механизма и цель обучения не достигается.
Вывод: говорите об обязанностях всех членов команды лично или в письменном виде, например, после каждого пройденного блока высылайте обратную связь по всем навыкам и, если возможно, запрашивайте такую же ОС о своей работе.
4. Students’ Cases
Делюсь реальными примерами, когда общение учителя и родителя помогло решить проблемные ситуации:
Ситуация 1:
Обратная связь от матери ученика: «Мы уже занимаемся 4 месяца у вас, а оценки в школе все такие же плохие. Если преподаватель не будет заниматься по школьной программе, мы уйдем».
Информация об ученике: текущий уровень Beginner, 10 лет, занимаются со мной 4 месяца, 1–2 раза в неделю.
Причины, почему такая ситуация сложилась:
- Учитель и родитель заранее не обговорили, что занятия должны быть по школьной программе.
- Учитель не объяснил, что уровень языка ученика мал для того, чтобы догнать школьную программу, так как, скорее всего, она рассчитана на уровень Elementary при условии, что ученик в 4-м классе общеобразовательной школы.
- Ученик не мотивирован, не заинтересован (либо материал неинтересный, либо не соответствует уровню).
- Нерегулярные занятия, малая интенсивность.
- Недостаток коммуникации «родитель — преподаватель».
Варианты решения:
- Предложить родителям ученика идти только по школьной программе, чтобы подтянуть оценки, но эффективность такого обучения будет минимальной.
- Предложить сместить фокус на развитие языковых навыков в соответствии с уровнем ученика.
- Попросить название учебника и, опираясь на него, выстраивать свои занятия.
- От выполнения только домашнего задания прогресса не будет (будем иметь только оценку в школе).
- Уточнить про интенсивность занятий (увеличить интенсивность занятий) + показать шкалу и объяснить родителю на примерах.
Вывод: после открытой коммуникации учителя и родителя конфликт и претензии были улажены, так как пришло понимание решения проблемы, интенсивность занятий была увеличена, чтобы на части уроков идти по школьной программе, а на другой части — подтягивать уровень.
Ситуация 2:
Обратная связь от родителя ученика: «Мы хотим сменить преподавателя, так как не видим никаких изменений у ученицы. Мы были в отеле на отдыхе, а она не смогла даже попросить полотенце и узнать время выезда на стойке регистрации. Мы бы хотели, чтобы преподаватель больше внимания уделял реальным и нужным темам, а не просто говорил с ученицей про погоду или мультики».
Информация об ученице: текущий уровень Elementary, 9 лет, занимаются у меня 3 месяца.
Причины, почему такая ситуация сложилась:
- Преподаватель и ученик шли по общему курсу, родитель не предупредил учителя о краткосрочной цели (путешествие, общение в отеле и т. д.).
- Возможно, ученик не умеет выполнять подобные просьбы на родном языке, поэтому неуместно требовать от нее это на иностранном.
- Ученик может стесняться — это естественный страх ребенка, который внезапно попал в языковую среду.
- Ученику неинтересны те темы, изучения которых хотят родители.
- Присутствует недосказанность пожеланий от учебного процесса.
Варианты решения:
- Обсудить с родителями их ожидания, спросить, сможет ли ученик проделать те же манипуляции на родном языке.
- Порекомендовать разговорные клубы, где ученик преодолеет страх общения на иностранном языке.
- Предложить уроки с носителем или сообщить родителю, что на уроках мы больше времени будем уделять проигрыванию ситуаций из жизни, прослушиванию диалогов о подобных ситуациях.
- Попросить сообщать о краткосрочных целях.
- Если ученику неинтересны эти темы, следует объяснить это родителям и попросить их быть вовлеченными в процесс.
- Чаще отправлять дополнительные материалы (видео/песни), чтобы погрузить ученика в языковую среду.
Вывод: только после открытой коммуникации между родителем и учителем были поставлены цели, оговорена программа действий.
5. Что делать, чтобы отношения «учитель — родитель» улучшились
Из кейсов понятно, что конфликты и недопонимание возникли из-за недостатка общения и информации о процессе обучения.
Что нужно, чтобы взаимодействие между учителем и родителями ученика оказывало положительный эффект:
- Обмен информацией и обратная связь: показывать и объяснять результаты тестов, домашних заданий, делиться информацией об общих навыках, способностях, талантах, сильных и слабых сторонах ребенка.
- Определение общих целей и поддержка. Когда учитель и родители сотрудничают, они могут определить общие цели для развития ребенка и обсудить стратегии, которые помогут ему достичь успеха. Родители могут поддерживать и дополнять обучение, создавая благоприятную домашнюю обстановку.
- Поддержка эмоционального благополучия. Это может включать обсуждение стрессовых ситуаций, проблем или конфликтов, с которыми ребенок сталкивается в школе или дома.
Преподаватель не должен бояться дать обратную связь мамам и папам учеников. На прогресс влияет много факторов, это двусторонний процесс. Но если мы четко обозначим границы ответственности, будем регулярно четко и честно давать ОС, рекомендации, принимать во внимание пожелания, учитывать цели, быть командой, динамика будет положительной.
Советую заглянуть и в эти статьи:
Важно отметить, что каждая семья и каждый ребенок уникальны, поэтому способы взаимодействия между учителем и родителями могут отличаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако общее взаимодействие между учителем и родителями, основанное на открытости, сотрудничестве и взаимном понимании, имеет положительное влияние на обучение и успехи ребенка.
Спасибо за статью!