«Нашли хорошего учителя — можно расслабиться, теперь у ребенка не будет проблем с учебой», — так считают некоторые родители и снимают с себя всю ответственность. Но волшебной таблетки не существует, потому что успех ученика зависит от всех участников процесса. На успеваемость ребенка в том числе сильно влияют и отношения «учитель — родитель». И нежелание, и чрезмерная вовлеченность одинаково плохо могут сказаться на результатах ребенка.

В статье я на примерах докажу это и поделюсь советами, как наладить контакт с родителями не в ущерб преподавателю.

Содержание:

  1. Чем недовольны родители?
  2. Понятие CEFR — для чего?
  3. Какие зоны ответственности у учителей и родителей?
  4. Students’ Cases
  5. Что делать, чтобы отношения «учитель — родитель» улучшились?

1. Чем недовольны родители

Вот самые частые требования и претензии из моей практики и практики моих коллег:

  • недостаточно домашнего задания;
  • слишком много домашнего задания;
  • нет прогресса в изучении предмета;
  • мало обратной связи от учителя;
  • ребенку ничего не понятно; 
  • оценки не стали лучше;
  • были за границей, ребенок не смог общаться с иностранцами.
Почему возникают эти сложности? По моему мнению, родители учеников чаще всего не знают или знают очень мало о специфике и методиках изучения английского языка, поэтому у них завышенные ожидания.

Преподавателям часто не хватает времени объяснить всем мамам и папам детали обучения, но каждая минута, потраченная на совет и доброе слово об ученике, помогает создать доверительные отношения между педагогом и родителями. Поэтому советую не отгораживаться от семей учеников непробиваемой стеной. Но все же, что делать с завышенными ожиданиями? Об этом далее.

2. Понятие CEFR — для чего?

Родителям важно объяснить понятие CEFR. Это поможет им осознать, что программа и оценка знаний строится на основе системы, а не из головы или по прихоти учителя. Даже если мамы и папы не погрузятся в эту тему глубоко, они получат доказательства экспертности преподавателя и будут больше ему доверять.

CEFR — это общеевропейская шкала языковой компетенции (The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment), специально разработанная классификация уровней владения европейскими языками с А1 по С2. Скорее всего, родители не имеют представления об этом.  

Шкала CERF поможет дать ответы на частые вопросы: сколько времени нужно, чтобы в совершенстве выучить английский, сколько еще часов/недель потратить на достижение следующего уровня английского?

Есть определенная статистика и градация:

Guided learning hours to achieve each level from the level below (Количество учебных часов для достижения каждого уровня с уровня ниже)Cumulative number of GLHs achieve level from beginner (Совокупное количество часов от начального уровня)Number of weeks to achieve level from the level below, if following a programme of 2 hours in class plus 2 hours homework each week (Количество недель для достижения уровня от уровня ниже, если следовать программе: 2 часа в классе плюс 2 часа домашних заданий каждую неделю)Number of additional hours of learning a week needed to complete the level in 35 weeks(Количество дополнительных часов обучения в неделю, необходимых для завершения уровня за 35 недель)
С2300–4001030–145075–1005–7
С1200–300730–105050–752–5
В2180–260530–75045–651–3
В1160–240350–49040–601–3
А2100–150190–25025–380
А190–10090–10023–250

Каждому уровню соответствуют определенные навыки. Рассмотрим пару примеров.

Что должен знать и уметь ученик на уровне А1Что должен знать и уметь ученик на уровне C1. Effective operational proficiency
– Иметь словарный запас 1500 слов;– понимать и использовать повседневные выражения, основные фразы, направленные на удовлетворение базовых потребностей;– самостоятельно представляться на английском и представлять других;– задавать элементарные вопросы на личные темы (о месте проживания, друзьях и знакомых) и отвечать на них;– взаимодействовать на базовом уровне английского языка, если англоязычный собеседник говорит медленно, четко и готов помочь в установлении коммуникации;– понимать очень короткие (1–2 фразы) надписи на английском с иллюстрациями (открытки, дорожные указатели, краткие пояснения, вывески).– Иметь словарный запас от 4500 слов и более;– понимать практически все услышанное и прочитанное;– обобщать информацию из различных устных и письменных источников, оформлять доводы и мнения в виде связного текста;– говорить на любую тему без подготовки, точно и без затруднений выражая свою мысль, различая малейшие оттенки значений даже в самых сложных ситуациях.

Для чего нам эта информация и CEFR? Эта база, на основе которой можно строить диалог с родителями конструктивно и пояснять на фактах, почему не так быстро видно прогресс или почему столько баллов набрал, как ускорится и т. д.

Возможно, вам будут интересны и эти статьи:

3. Какие зоны ответственности у учителей и родителей?

На что мы можем повлиять как преподаватели

– методика, методические приемы, контекст, погружение в языковую среду, доступ к ресурсам.

На что могут повлиять родители учеников:

– интенсивность занятий (по статистике в течение месяца после пройденного материала ученик запоминает лишь 20–30% информации, поэтому необходимо частое повторение материала, возврат к уже пройденному), от которой будет зависеть динамика и прогресс.

Что влияет на изучение учеником L2 (английского языка):

– пол ученика, его возраст, представления о языке, эмоции, тревожность, страхи, цели в обучении, предыдущий опыт обучения.

Зона ответственности ученика лежит в выполнении рекомендаций учителя, например, не пропускать уроки или регулярно выполнять домашнее задание. Ребенку нужно осознавать свои обязанности и по мере возникновения трудностей давать учителю обратную связь и просить помощи, пояснений или дополнительной проработки каких-либо тем. 

Почему нужно разделять зоны ответственности? Чаще всего учителя — очень ответственные люди, которые берут на себя многое, что касается успеха или провалов учеников, лично переживают, сочувствуют.

Все мы люди, и есть момент эмпатии, но все-таки учитель, родитель, ученик взаимодействуют в команде и работают вместе на результат, и если одно звено барахлит, нарушается работа целого механизма и цель обучения не достигается.

Вывод: говорите об обязанностях всех членов команды лично или в письменном виде, например, после каждого пройденного блока высылайте обратную связь по всем навыкам и, если возможно, запрашивайте такую же ОС о своей работе.

Как  подобрать курс для ученика?

Рассказываем, с чего начинается работа
со студентом в нашей онлайн-школе.

Узнать
article skyteach help teach in skyeng Skyteach

4. Students’ Cases

Делюсь реальными примерами, когда общение учителя и родителя помогло решить проблемные ситуации:

Ситуация 1:

Обратная связь от матери ученика: «Мы уже занимаемся 4 месяца у вас, а оценки в школе все такие же плохие. Если преподаватель не будет заниматься по школьной программе, мы уйдем».

Информация об ученике: текущий уровень Beginner, 10 лет, занимаются со мной 4 месяца, 1–2 раза в неделю.

Причины, почему такая ситуация сложилась:

  1. Учитель и родитель заранее не обговорили, что занятия должны быть по школьной программе.
  2. Учитель не объяснил, что уровень языка ученика мал для того, чтобы догнать школьную программу, так как, скорее всего, она рассчитана на уровень Elementary при условии, что ученик в 4-м классе общеобразовательной школы.
  3. Ученик не мотивирован, не заинтересован (либо материал неинтересный, либо не соответствует уровню).
  4. Нерегулярные занятия, малая интенсивность.
  5. Недостаток коммуникации «родитель — преподаватель».

Варианты решения:

  1. Предложить родителям ученика идти только по школьной программе, чтобы подтянуть оценки, но эффективность такого обучения будет минимальной.
  2. Предложить сместить фокус на развитие языковых навыков в соответствии с уровнем ученика.
  3. Попросить название учебника и, опираясь на него, выстраивать свои занятия.
  4. От выполнения только домашнего задания прогресса не будет (будем иметь только оценку в школе). 
  5. Уточнить про интенсивность занятий (увеличить интенсивность занятий) + показать шкалу и объяснить родителю на примерах.

Вывод: после открытой коммуникации учителя и родителя конфликт и претензии были улажены, так как пришло понимание решения проблемы, интенсивность занятий была увеличена, чтобы на части уроков идти по школьной программе, а на другой части — подтягивать уровень.

Что делать, если родители
постоянно дают советы о том,
как вести урок?

Советами делятся методисты и опытные преподаватели.

Читать
vector 1 Skyteach

Ситуация 2:

Обратная связь от родителя ученика: «Мы хотим сменить преподавателя, так как не видим никаких изменений у ученицы. Мы были в отеле на отдыхе, а она не смогла даже попросить полотенце и узнать время выезда на стойке регистрации. Мы бы хотели, чтобы преподаватель больше внимания уделял реальным и нужным темам, а не просто говорил с ученицей про погоду или мультики».

Информация об ученице: текущий уровень Elementary, 9 лет, занимаются у меня 3 месяца.

Причины, почему такая ситуация сложилась:

  1. Преподаватель и ученик шли по общему курсу, родитель не предупредил учителя о краткосрочной цели (путешествие, общение в отеле и т. д.).
  2. Возможно, ученик не умеет выполнять подобные просьбы на родном языке, поэтому неуместно требовать от нее это на иностранном.
  3. Ученик может стесняться — это естественный страх ребенка, который внезапно попал в языковую среду.
  4. Ученику неинтересны те темы, изучения которых хотят родители.
  5. Присутствует недосказанность пожеланий от учебного процесса.

Варианты решения:

  1. Обсудить с родителями их ожидания, спросить, сможет ли ученик проделать те же манипуляции на родном языке.
  2. Порекомендовать разговорные клубы, где ученик преодолеет страх общения на иностранном языке.
  3. Предложить уроки с носителем или сообщить родителю, что на уроках мы больше времени будем уделять проигрыванию ситуаций из жизни, прослушиванию диалогов о подобных ситуациях.
  4. Попросить сообщать о краткосрочных целях.
  5. Если ученику неинтересны эти темы, следует объяснить это родителям и попросить их быть вовлеченными в процесс.
  6. Чаще отправлять дополнительные материалы (видео/песни), чтобы погрузить ученика в языковую среду.

Вывод: только после открытой коммуникации между родителем и учителем были поставлены цели, оговорена программа действий.

5. Что делать, чтобы отношения «учитель — родитель» улучшились

Из кейсов понятно, что конфликты и недопонимание возникли из-за недостатка общения и информации о процессе обучения. 

Что нужно, чтобы взаимодействие между учителем и родителями ученика оказывало положительный эффект:

  1. Обмен информацией и обратная связь: показывать и объяснять результаты тестов, домашних заданий, делиться информацией об общих навыках, способностях, талантах, сильных и слабых сторонах ребенка.
  2. Определение общих целей и поддержка. Когда учитель и родители сотрудничают, они могут определить общие цели для развития ребенка и обсудить стратегии, которые помогут ему достичь успеха. Родители могут поддерживать и дополнять обучение, создавая благоприятную домашнюю обстановку.
  3. Поддержка эмоционального благополучия. Это может включать обсуждение стрессовых ситуаций, проблем или конфликтов, с которыми ребенок сталкивается в школе или дома. 

Преподаватель не должен бояться дать обратную связь мамам и папам учеников. На прогресс влияет много факторов, это двусторонний процесс. Но если мы четко обозначим границы ответственности, будем регулярно четко и честно давать ОС, рекомендации, принимать во внимание пожелания, учитывать цели, быть командой, динамика будет положительной.

Советую заглянуть и в эти статьи:

Важно отметить, что каждая семья и каждый ребенок уникальны, поэтому способы взаимодействия между учителем и родителями могут отличаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако общее взаимодействие между учителем и родителями, основанное на открытости, сотрудничестве и взаимном понимании, имеет положительное влияние на обучение и успехи ребенка.

Сталкивались ли вы на своей практике с требовательными родителями? Какие требования или претензии зачастую они высказывают? Чем бывают недовольны? Поделитесь опытом в комментариях!
Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×