16.04.2024
522
3

План урока по русскому для 2 класса на тему «Одушевленные и неодушевлённые имена существительные»

Представляем вашему вниманию готовый план урока по теме «Одушевленные и неодушевлённые имена существительные» для учителей русского языка, который поможет систематизировать знания учащихся и развить их лингвистические навыки.

Введение

Приветствие. Обязательно поздороваться с учеником, спросить у него, как его настроение, дела, узнать, готов ли он к уроку.

Проверка готовности к уроку. Обязательно нужно спросить, получилось ли выполнить домашнее задание; обсудить непонятные моменты и разобрать домашнее задание подробно на тех моментах, где оно вызвало затруднения.

Объявление темы урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Поставить цели на урок:

  1. Выполнить разминку.
  2. Изучить новую тему.
  3. Выполнить практические задания по теме.
  4. Творческое задание.
  5. Подвести итоги урока.
Статьи о преподавании в Skyeng для учителей русского языка:

1. Разминка

Выполнить небольшую разминку. Это может быть задание на разные разделы. Например, задания из раздела лексикологии.

  1. Попросите найти антонимы к следующим словам: ночь, север, бодрый, теплый, мягкий.
  2. Приведите пример антонима к слову «большой».
  3. Приведите пример синонима к слову «друг».
  4. Приведите пример слова, которое имеет и антоним, и синоним.

Дальше наша цель — это напомнить, что такое имя существительное, а дальше — повторить предыдущую тему урока. В нашем случае предыдущая тема урока является «Имя существительное – собственное и нарицательное».

Спросите следующие вопросы:

  1. Какие имена существительные называются нарицательными? Попросите привести примеры.
  2. Какие существительные называются собственными? Попросите привести примеры.

После того как вы повторите тему предыдущего урока, переходим нашей теме.

Вам могут пригодиться и эти материалы к урокам русского языка:

2. Новая тема

Теперь мы рассмотрим следующие лексико-грамматические группы существительные: одушевлённые и неодушевленные. Но сначала предлагаю вам поиграть в небольшую игру. В столбике представлены слова, и вы должны подумать над тем, чем отличаются эти слова друг от друга.

1 столбик2 столбик
МамаВиноград
БратТарелка
КурицаТетрадь
СобакаФотография
ЦыплёнокОткрытка

После того как ученики назовут свои ответы, и мы переходим к основной теоретической части урока, где ребята подробно познакомятся с отличиями одушевленных и неодушевленных существительных. Обязательно нужно похвалить учеников за правильные ответы, подтвердить, что, действительно, в первом столбике наши существительные живые, то есть одушевленные, а во втором – неодушевленные. Опросите в классе несколько человек, которые первые подняли руки.

Теперь наша задача — это разделить имена существительные на группы по признаку одушевленности и неодушевленности; научиться на нашем уроке определять, какое существительное является одушевленным, а какое – неодушевленным. Объясняем классу следующий материал:

Имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые в зависимости от того, обозначают они живые или неживые предметы соответственно.

Одушевлённые имена существительные обозначают живые существа (люди, животные, насекомые, рыбы, птицы, игрушки и т.д.) и отвечают на вопрос «кто?». Например: мама, кошка, муха, акула, сокол, кошка, тигр, чайка, голубь.

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, явления, понятия, которые не являются живыми существами и отвечают на вопрос «что?». Примеры: стол, ветер, праздник, понятие, золото, дерево, вода, камень, компьютер, камень, дождь.

Следующий этап – выполнение практических заданий, если во время объяснения материала не возникло вопросов.

3. Практические задания

Упражнение 1

Определите, является ли имя существительное одушевлённым или неодушевлённым, и распределите слова по двум колонкам. Слова для справок: мама, кошка, ветер, стол, сокол, понятие, праздник, муха, дерево, кукла, золото, маска, обезьяна, морковь, дождик, сапог, сверчок. Задание выполните письменно в тетрадке.

ОдушевлённыеНеодушевлённые
мамастол
кошкаветер
мухапраздник
соколпонятие
обезьяназолото
сверчок

маска
морковь
сапог
дождик
дерево
кукла

Упражнение 2

Составьте 3-4 предложения с несколькими одушевленными и неодушевленными именами существительными. Задание выполните в тетрадке.

Например: «Кошка играет с клубком. Ветер качает деревья».

После выполнения заданий переходите к классу к ещё одному способу определения существительных:

Ребята, но, кроме вопроса, есть и  другой безошибочный способ определения одушевлённых и  неодушевлённых  существительных. Этот способ должны открыть вы сами.Для этого вам нужно будет просклонять несколько существительных во мн.ч. по падежам.  Одно из них одушевленное, другое – неодушевленное. Работать будем у доски и в тетради. Давайте просклоняем имена существительные во множественном числе по падежам.  Возьмём с вами слово «мама» и «дом».

И.П МамыДома
Р.П МамДомов
Д.П МамамДомам
В.П МамДома
Т.П МамамиДомами
П.П О мамахО домах

После того как класс выполнит задание и просклоняет одушевлённое и неодушевлённое имя существительное, мы задаём следующие вопросы по теме:

  1.  В каких падежах окончания существительных не совпадают? Ответ: не совпадают в Р.П и В.П.
  2. В каких падежах окончания существительных совпадают? Ответ: совпадают у одушевлённых В.П с Р.П, а у неодушевлённых – В.П с И.П.
  3. Совпадают ли в основном окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных? Ответ: да, как правило, окончания почти совпадают.

Дальше нам нужно привести следующий материал, который классу будет необходимо записать в тетрадь и выучить на следующий урок:

Такие слова как мертвец, кукла, покойник относятся к одушевлённым по форме падежа, а собирательные существительные, которые называют совокупность живых существ, относятся к неодушевлённым: толпы людей, группы по языкам, народ, взвод и т. д.

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки.

Выбирайте те, что нужны, или заберите все!

Получить подарки
course 2 Skyteach

4. Творческое задание

После мы переходим к творческому заданию, предварительно спросив у класса, что им было непонятно по теме. Если всё понятно, то переходим с учениками к творческому заданию.

Итак, ребята, теперь творческое задание. Мы начнём выполнять его в классе, а на следующем занятии начнём урок с проверки задания. Я выберу работы нескольких человек. Задание звучит следующим образом: ученикам нужно написать сценарий для мини-театральной постановки, где герои будут одушевленными и неодушевленными именами существительными. Учащиеся могут разыграть эту сцену и определить, кто является одушевленным, а кто нет.

Пример сценария
Название: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Сцена 1
(На сцене два героя — Маша и Стол)

Маша: Привет, я Маша!
Стол: Здравствуйте, меня зовут Стол!
Маша: Очень приятно!
(Маша подходит к столу и пытается на него залезть)
Маша: Ой, какой ты высокий!
Стол: Спасибо! (улыбается)
(В этот момент Маша замечает, что стол улыбается)
Маша: как же ты можешь улыбаться? Ты же стол!
Стол: ты уверена, что я не могу улыбаться? Может, я живой!
Маша: ребята, подскажите мне, стол одушевлённый или нет? (ждем ответ от класса)
(появляется печка, бабушка, кот Васька и дедушка, горшочек)
Бабушка: Машенька, ты с кем разговариваешь?
Маша: как с кем, бабушка, со столом!
Дедушка: а разве столы умеют разговаривать?
Стол: ещё как!
Бабушка: я ничего не слышу, Машенька, пойдем обедать!
Маша: но ты-то, дедушка, слышишь, что стол разговаривает?
Дедушка: Машенька, не фантазируй, идём пить чай..
Маша: а ты, Васька, хоть ты ответь мне, что слышишь!
Васька лишь мурлыкнул и запрыгнул на печку, на которую села Маша
Печка: не расстраивайся, Маша, теперь мы твои новые друзья.
Стол: да, мы с печкой будем дружить с тобой!
Маша: не может быть, ребята, так кто из нас неодушевлённый? Помогите разобраться.
Васька: всем ребятам по пятёрки за задание, всем ребятам по пятерке!

Ученикам нужно будет поднимать карточки с ответом «одушевлённое» и «неодушевлённое», предварительно распечатанные учителем. Это задание поможет ученикам начальной школы развивать творческое мышление, а также научиться отличать одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.

5. Итоги урока

После объяснения задания, мы  переходим плавно к завершению урока.
Обязательно спросите у класса, что сегодня нам получилось узнать об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; все ли было понятно в изученном материале; понятно ли им, какое творческое домашнее задание им нужно сделать.

Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили тему одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, научились с вами разделять существительные на две группы, потренировались с условиями определения одуш\неодуш, научились находить их в предложениях. Таким образом, мы закрепили изученный материал на практике, теперь я буду ждать ваши варианты сценариев. Спасибо за работу, ребята, Урок окончен, до свидания!

Комментарии (3)
  • Фото аватара
    Елена

    В упражнении 1 по принципу живой предмет/ неживой предмет среди одушевлённые оказались
    дерево и кукла. Почему?

    09.07.2024
    • Фото аватара

      Здравствуйте! Спасибо, что обратили внимание) Исправили

      12.07.2024
  • Фото аватара
    Светлана

    Алина, спасибо вам за статью. Очень полезно!

    22.05.2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×