План урока по русскому для 2 класса на тему «Одушевленные и неодушевлённые имена существительные»
Представляем вашему вниманию готовый план урока по теме «Одушевленные и неодушевлённые имена существительные» для учителей русского языка, который поможет систематизировать знания учащихся и развить их лингвистические навыки.
Введение
Приветствие. Обязательно поздороваться с учеником, спросить у него, как его настроение, дела, узнать, готов ли он к уроку.
Проверка готовности к уроку. Обязательно нужно спросить, получилось ли выполнить домашнее задание; обсудить непонятные моменты и разобрать домашнее задание подробно на тех моментах, где оно вызвало затруднения.
Объявление темы урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Поставить цели на урок:
- Выполнить разминку.
- Изучить новую тему.
- Выполнить практические задания по теме.
- Творческое задание.
- Подвести итоги урока.
1. Разминка
Выполнить небольшую разминку. Это может быть задание на разные разделы. Например, задания из раздела лексикологии.
- Попросите найти антонимы к следующим словам: ночь, север, бодрый, теплый, мягкий.
- Приведите пример антонима к слову «большой».
- Приведите пример синонима к слову «друг».
- Приведите пример слова, которое имеет и антоним, и синоним.
Дальше наша цель — это напомнить, что такое имя существительное, а дальше — повторить предыдущую тему урока. В нашем случае предыдущая тема урока является «Имя существительное – собственное и нарицательное».
Спросите следующие вопросы:
- Какие имена существительные называются нарицательными? Попросите привести примеры.
- Какие существительные называются собственными? Попросите привести примеры.
После того как вы повторите тему предыдущего урока, переходим нашей теме.
Вам могут пригодиться и эти материалы к урокам русского языка:
2. Новая тема
Теперь мы рассмотрим следующие лексико-грамматические группы существительные: одушевлённые и неодушевленные. Но сначала предлагаю вам поиграть в небольшую игру. В столбике представлены слова, и вы должны подумать над тем, чем отличаются эти слова друг от друга.
1 столбик | 2 столбик |
Мама | Виноград |
Брат | Тарелка |
Курица | Тетрадь |
Собака | Фотография |
Цыплёнок | Открытка |
После того как ученики назовут свои ответы, и мы переходим к основной теоретической части урока, где ребята подробно познакомятся с отличиями одушевленных и неодушевленных существительных. Обязательно нужно похвалить учеников за правильные ответы, подтвердить, что, действительно, в первом столбике наши существительные живые, то есть одушевленные, а во втором – неодушевленные. Опросите в классе несколько человек, которые первые подняли руки.
Теперь наша задача — это разделить имена существительные на группы по признаку одушевленности и неодушевленности; научиться на нашем уроке определять, какое существительное является одушевленным, а какое – неодушевленным. Объясняем классу следующий материал:
Одушевлённые имена существительные обозначают живые существа (люди, животные, насекомые, рыбы, птицы, игрушки и т.д.) и отвечают на вопрос «кто?». Например: мама, кошка, муха, акула, сокол, кошка, тигр, чайка, голубь.
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, явления, понятия, которые не являются живыми существами и отвечают на вопрос «что?». Примеры: стол, ветер, праздник, понятие, золото, дерево, вода, камень, компьютер, камень, дождь.
Следующий этап – выполнение практических заданий, если во время объяснения материала не возникло вопросов.
3. Практические задания
Упражнение 1
Определите, является ли имя существительное одушевлённым или неодушевлённым, и распределите слова по двум колонкам. Слова для справок: мама, кошка, ветер, стол, сокол, понятие, праздник, муха, дерево, кукла, золото, маска, обезьяна, морковь, дождик, сапог, сверчок. Задание выполните письменно в тетрадке.
Одушевлённые | Неодушевлённые |
мама | стол |
кошка | ветер |
муха | праздник |
сокол | понятие |
обезьяна | золото |
сверчок | маска морковь сапог дождик дерево кукла |
Упражнение 2
Составьте 3-4 предложения с несколькими одушевленными и неодушевленными именами существительными. Задание выполните в тетрадке.
Например: «Кошка играет с клубком. Ветер качает деревья».
После выполнения заданий переходите к классу к ещё одному способу определения существительных:
Ребята, но, кроме вопроса, есть и другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.Для этого вам нужно будет просклонять несколько существительных во мн.ч. по падежам. Одно из них одушевленное, другое – неодушевленное. Работать будем у доски и в тетради. Давайте просклоняем имена существительные во множественном числе по падежам. Возьмём с вами слово «мама» и «дом».
И.П Мамы | Дома |
Р.П Мам | Домов |
Д.П Мамам | Домам |
В.П Мам | Дома |
Т.П Мамами | Домами |
П.П О мамах | О домах |
После того как класс выполнит задание и просклоняет одушевлённое и неодушевлённое имя существительное, мы задаём следующие вопросы по теме:
- В каких падежах окончания существительных не совпадают? Ответ: не совпадают в Р.П и В.П.
- В каких падежах окончания существительных совпадают? Ответ: совпадают у одушевлённых В.П с Р.П, а у неодушевлённых – В.П с И.П.
- Совпадают ли в основном окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных? Ответ: да, как правило, окончания почти совпадают.
Дальше нам нужно привести следующий материал, который классу будет необходимо записать в тетрадь и выучить на следующий урок:
Такие слова как мертвец, кукла, покойник относятся к одушевлённым по форме падежа, а собирательные существительные, которые называют совокупность живых существ, относятся к неодушевлённым: толпы людей, группы по языкам, народ, взвод и т. д.
4. Творческое задание
После мы переходим к творческому заданию, предварительно спросив у класса, что им было непонятно по теме. Если всё понятно, то переходим с учениками к творческому заданию.
Итак, ребята, теперь творческое задание. Мы начнём выполнять его в классе, а на следующем занятии начнём урок с проверки задания. Я выберу работы нескольких человек. Задание звучит следующим образом: ученикам нужно написать сценарий для мини-театральной постановки, где герои будут одушевленными и неодушевленными именами существительными. Учащиеся могут разыграть эту сцену и определить, кто является одушевленным, а кто нет.
Название: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Сцена 1
(На сцене два героя — Маша и Стол)
Маша: Привет, я Маша!
Стол: Здравствуйте, меня зовут Стол!
Маша: Очень приятно!
(Маша подходит к столу и пытается на него залезть)
Маша: Ой, какой ты высокий!
Стол: Спасибо! (улыбается)
(В этот момент Маша замечает, что стол улыбается)
Маша: как же ты можешь улыбаться? Ты же стол!
Стол: ты уверена, что я не могу улыбаться? Может, я живой!
Маша: ребята, подскажите мне, стол одушевлённый или нет? (ждем ответ от класса)
(появляется печка, бабушка, кот Васька и дедушка, горшочек)
Бабушка: Машенька, ты с кем разговариваешь?
Маша: как с кем, бабушка, со столом!
Дедушка: а разве столы умеют разговаривать?
Стол: ещё как!
Бабушка: я ничего не слышу, Машенька, пойдем обедать!
Маша: но ты-то, дедушка, слышишь, что стол разговаривает?
Дедушка: Машенька, не фантазируй, идём пить чай..
Маша: а ты, Васька, хоть ты ответь мне, что слышишь!
Васька лишь мурлыкнул и запрыгнул на печку, на которую села Маша
Печка: не расстраивайся, Маша, теперь мы твои новые друзья.
Стол: да, мы с печкой будем дружить с тобой!
Маша: не может быть, ребята, так кто из нас неодушевлённый? Помогите разобраться.
Васька: всем ребятам по пятёрки за задание, всем ребятам по пятерке!
Ученикам нужно будет поднимать карточки с ответом «одушевлённое» и «неодушевлённое», предварительно распечатанные учителем. Это задание поможет ученикам начальной школы развивать творческое мышление, а также научиться отличать одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.
5. Итоги урока
После объяснения задания, мы переходим плавно к завершению урока.
Обязательно спросите у класса, что сегодня нам получилось узнать об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; все ли было понятно в изученном материале; понятно ли им, какое творческое домашнее задание им нужно сделать.
Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили тему одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, научились с вами разделять существительные на две группы, потренировались с условиями определения одуш\неодуш, научились находить их в предложениях. Таким образом, мы закрепили изученный материал на практике, теперь я буду ждать ваши варианты сценариев. Спасибо за работу, ребята, Урок окончен, до свидания!
В упражнении 1 по принципу живой предмет/ неживой предмет среди одушевлённые оказались
дерево и кукла. Почему?
Здравствуйте! Спасибо, что обратили внимание) Исправили
Алина, спасибо вам за статью. Очень полезно!