Как контролировать время на уроке: советы Джима Скривенера

Как контролировать время на уроке: советы Джима Скривенера

Тайм-менеджмент не всегда является сильной стороной преподавателей. Даже в индивидуальном обучении есть план урока, хоть и не настолько жесткий, как при работе с группой. Так хочется проявить творчество, дать много полезного и интересного материала на занятии. Как все успеть? Ошибка многих преподавателей в том, что они выбирают слишком быстрый темп, при этом подгоняя студента и создавая стрессовую ситуацию.

Джим Скривинер

Известный методист и автор пособий для преподавателей Джим Скривенер делится рекомендациями от том, как контролировать время. А методист Skyeng Юлия Белоног подготовила критический обзор его статьи.

Совет 1 «Будьте превентивны»

Джим Скривенер пишет:

«Try to spot timing problems early on. This allows you to make realistic decisions early on in a task rather then suddenly being forced to make drastic alterations at the last minute».

Действительно, легче контролировать время, если за ним следить с самого начала урока. Это сделать не просто, потому что учителю необходимо концентрироваться на таких важных вещах, как активность студентов, их эмоциональное состояние, результаты. Проще всего заранее прикинуть примерное время на выполнения заданий. В порядке вещей задержаться на 5-10 минут на тексте для чтения из-за вопросов учащихся или их особенностей. Но выполнение одного упражнения по грамматике в течении 45 минут говорит об неэффективности занятия.

Совет 2 «Расширяйте задания, которые вы уже делаете, вместо того, чтобы приступить к новым»

Речь идет о ситуации, когда остается 10-12 минут до конца занятия. Пять минут мы отводим на подведение итогов, а что делать оставшиеся семь? Для нового материала нужно больше времени, часто только инструкции и примеры выполнения упражнения занимают 5 минут.

«Think very carefully before starting a new activity, especially if it is late in the lesson»

Что делать в этом случае?
В групповом обучении “растягивать” задание можно так:
Work with your partner and choose one place you want to go on holiday together. Explain your choice.
Если у вас остается больше времени, то дайте расширенные вопросы:
What are you planning to do there? What are you going to stay? etc.

После работы в парах преподаватель собирает фидбек. Если времени мало, можно сказать:
Tell me what country you have chosen and why.
Если времени больше:
Tell me what country you have chosen and what you are going to do there. Также, остальные учащиеся слушают, а затем комментируют выбор.

При индивидуальном обучении для тщательной проработки заданий можно:

  • задать ученику больше вопросов для обсуждения;
  • дать больше времени, чтобы подготовить монолог;
  • попросить студента задать те же вопросы преподавателю и сравнить ответы;
  • найти короткое видео по теме, чтобы дополнить обсуждение.

Совет 3 «Поторопитесь на начальных стадиях, но не обрывайте конец урока»

поторопитесь на начальных стадиях

Невозможно не согласится с фразой автора:

«It’s often better to speed up an earlier part rather than to abruptly stop things when the bell rings»

Анализируя запись своих уроков, в которых “смазан” конец, понимаю, что некоторые этапы слишком затянуты, например, разминка или аудирование. В конце урока должно оставаться 5-7 минут для повторения пройденного на уроке, резюме занятия и похвалы ученика. Оборванный урок вызывает чувство незавершенности. Поэтому совет номер три от автора статьи — один из самых важных.

Совет 4 «Предлагайте выбор»

Джим Скривенер советует внести немного демократии и предложить студентам самим выбрать активность в оставшийся промежуток времени. Особенно актуально для обучения один-на-один.
Например,
Teacher: So we’ve got time for only one task. What do you prefer to do: practise more grammar or speaking?
Такая свобода выбора для учащегося говорит о том, что преподаватель учитывает его пожелания.

Совет 5 «Не предлагайте несъедобную морковку»

Автор советует:

«Try to avoid telling students: «I had planned a really good activity next but I’m afraid we don’t have time” That’s like saying “I was going to buy you a box of chocolates…»»

Но с другой стороны, почему бы не прорекламировать то, чем вы будете заниматься на следующем уроке? Возможно, кто-то из учащихся планировал пропустить занятие, но анонс звучит так привлекательно, что заставит его передумать.

Совет 6 «Нарушайте законы времени»

нарушайте законы времени

Джим Скривенер предлагает сокращать время, отведенное для выполнения деятельности, если нужно. Восприятие времени у всех разное и, скорее всего, ученики не заметят, что вместо 10 минут, они выполняли задание всего 6: “But just because you said a time limit – it doesn’t mean that you have to measure and keep it exactly! If you are running short of time simply announce “one minute left” even if students have had much less time than you previously announced! (No-one is likely to notice!)

Совет 7 «Ставьте на паузу задание»

Автор утверждает, что если вы не успеваете закончить задание, то вы можете остановиться и вернутся к нему в следующий раз

«This gives you a way of neatly linking lessons, as you can continue things from precisely where you left off – and students can take some time to re-tune themselves to where they were.»

Этот совет скорее уместен для группового обучения при более жесткой программе. Даже если вы не прерываете упражнение, возвращаться к теме и пересматривать ее с другого угла — прекрасная идея для повторения!

Надеемся, рекомендации Джима Скривенера были для вас полезны. А как вы контролируете время урока?

 

Юлия Белоног

 

Related Post

  • Денис Денис

    Спасибо за статью. Очень актуальная тема, и да, это действительно слабая сторона учителей (а может быть просто мало времени отводится для уроков?) Наверно лучший совет- лучше поторопиться в начале и иметь запас в конце. И ещё хороший совет- 10 мин чтения плюс минус. С моей практики говорю. Ученица 3 класса занимается 2 раза в неделю по часу.Домашних заданий бывает обычно много, что она точно сделать не может. Чтение явно храмит и Мама просит уделять особое внимание на это. Скажите пожалуйста, а как в таком случае научить ребёнка АНГЛИЙСКОМУ?! Получается 70 процентов зубрежки. Скажите честно, наверно вы тоже с такой ситуацией сталкивались. Спасибо

    • Yulia Belonog

      Денис, спасибо за комментарий и вопрос. Самое сложное в работе с детьми-это то, чтобы родители были довольны, а у них зачастую своё видение процесса. Мама платит деньги и хочет решить проблемы ребенка. Я так понимаю она хочет технику чтения тренировать (чтобы вслух читали)?
      Чтобы все были довольны, можно на каждом уроке тренировать чтение, но обязательно выводить его в говорение: перед началом обсудить тему, которая будет в тексте, проверить понимание текста и снова обсудить идеи или какое-то задание, связанное с темой чтения. Даже банальный пересказ истории своими словами с опорой на картинки или сочини альтернативную концовку истории. Также и письмо- нарисуй персонажа и опиши его. На самом деле говорение на основе текста можно организовать разными способами.
      В тексте можно подчеркнуть target vocabulary и составить игровое задание для ребенка (перемешанные буквы, кроссворд, бинго, крестики нолики). В бинго также можно играть не только с группой, но и один на один: для этого на листочках бумаги записываются новые слова, они перемешиваются, а затем преподаватель и студент вытягивают карточку и зачеркивают слово в своем списке. Детям очень нравится.
      Затем можно диктант организовать с новыми словами или даже целыми предложениями из текста (которые были особенно трудными,т.е диктант уже после чтения), заодно и аудирование потренируете.
      Если проблемы с техникой чтения, то можно в игровой форме повторить правила чтения- нарисуй, соедини, memory games. Помню, когда то учила читать буквосочетания с помощью этой игры https://www.teachyourmonstertoread.com/

      • Денис Денис

        Спасибо за ваш ответ. Со многими из перечисленных техник я знакома (Денис- аккаунт мужа)))). Про крестик-нолик не слышала (если не трудно объясните что это?). Но времени даже не бывает на разнообразные игры по тексту. Бывает-в игры поиграешь, а текст все равно хорошо не читает, и получает в итоге тройку. Все равно, для слабо успевающего ученика 2 часа занятий в неделю согласитесь, мало

        • Денис Денис

          я даже и записываю свой голос-чтение текста, чтоб дома слушала и повторяла, но и это иногда не успевает

        • Yulia Belonog

          Понятно в чем дело- слабая ученица. Видимо, тексты, которые необходимо читать, слишком тяжелые для нее, не по уровню. Плюс когда материал сложный и не получается, то сильно падает мотивация. Мне кажется, необходимо возвращаться к азам и подтягивать то, что упущено. Для этого 2 часа в неделю -это мало. Нужно повторить правила чтения и слова, которые были изучены ранее. Ведь успех в чтении зависит от знания слов и грамматических конструкций, необходимых для понимания. Поэтому даже, если зазубрить как читается текст, девочке это не поможет(((
          Я думаю, хорошим вариантом было бы увеличение количества занятий. Если это невозможно, то возвращение к базовым знаниям вместо зазубривания чтения. Больше внимания уделять лексике и отрабатывать ее в играх.
          По поводу крестиков-ноликов- tic tac toe, может быть в русском переводе звучит непонятно, похоже на бинго. Обычно играют командами как здесь https://www.youtube.com/watch?v=PvBeWbLNg1c , но как и все групповые игры можно адаптировать под индивидуальные (преподаватель подыгрывает другого ученика или поддаётся). Вот пример крестиков ноликов для развития говорения https://www.youtube.com/watch?v=3bhqCrn5s7Y, но этот вариант скорее для пар.
          Игр на самом деле очень много, можно здесь еще поискать https://www.amazon.com/Five-Minute-Activities-Learners-Cambridge-Handbooks/dp/0521691346