Навык аудирования: почему так сложно? Разбираемся в причинах

Навык аудирования: почему так сложно? Разбираемся в причинах

«Я ничего не понимаю», «Мне плохо слышно», «Он неразборчиво говорит»… Наверняка, эти фразы часто слышат преподаватели, тестируя навык аудирования студентов. На первый взгляд такое простое задание как «послушать и ответить на вопросы» может поставить в затруднительную ситуацию даже самых способных учеников.

Аудирование – один из самых сложных навыков, ведь он заставляет мозг работать в разы быстрее, уметь абстрагироваться от посторонних звуков, отключать собственные мысли и переживания… И самое сложное в этом – привыкание к голосу преподавателя, его ритму, скорости и акценту, к произносимым словам и звукам. Студенты зачастую воспринимают произношение своего учителя как образцовое, что вскоре может помешать им адаптироваться к иному/чужому произношению.

Давайте разберемся, какие еще причины того, что наши студенты всеми способами пытаются избежать listening:

Нерегулярность и несистемность отработки аудирования на занятиях: студенты теряют привычку правильно слушать, концентрироваться на аудио-задании и результаты снижаются.
Старайтесь практиковать listening каждое занятие или через одно: студенты войдут в тонус, и чужой голос на диске перестанет их пугать. Мотивируйте своих студентов к прослушиванию диалогов/ песен/фильмов вне занятий.

Несоответствие уровня студентов и сложности упражнения: учащиеся могут просто-напросто не понять задания, увидев много новых слов, или же вовсе растеряться, если скорость речи будет превышать в разы ту, что они слышали в прошлый раз. Либо наоборот — услышите зевания или смех от того, что студентам текст показался слишком простым. Подбирая материал проанализируйте, насколько лексический и грамматический контекст соответствуют уровню знаний студентов. 60-70% материала должно быть понятным/ изученным ранее.

Неправильно/нечетко поставленная задача перед выполнением задания: некорректно будет поставить трек «просто так», а потом раздать к нему вопросы, либо дать задание «послушайте и расскажите, о чем текст в общем»… Такие подходы не развивают навык, а наоборот приводят к худшим результатам и демотивируют студентов. Инструкция должна быть четкой и логичной («Послушайте и ответьте на следующие 3 вопроса», «Прослушайте аудио и сопоставьте…» «Прослушайте и дополните…»)

Непоследовательно выполняемые задания: студенты не смогут качественно выполнить задания, если при двух прослушиваниях первое будет подразумевать более сложное задание, чем второе. Сходно с навыком чтения, следует соблюдать последовательность: «listening for gist», а затем «listening for details», но не наоборот.

Несвязность аудирования с другими частями занятия: так же как и других заданий и навыков, прослушивание должно иметь цель. А для этого в плане урока нужно продумать логичный lead-in, feedback и follow-up. На самом деле listening можно согласовать с любым этапом занятия и любым навыком. Не забудьте pre-teach new vocabulary, если ключевые слова в документе не знакомы студентам, или если это является целью задания. Пример занятия можно просмотреть здесь.

Навык аудирования: почему так сложно? Разбираемся в причинах

Надеемся, аудирование станет одним из любимых заданий на уроке. Не забывайте правильно мотивировать студентов, фокусировать их внимание на необходимости и важности данного навыка в повседневном общении на английском языке.

Больше идей и советов о том, как это сделать, найдете по ссылке.

Навык аудирования: почему так сложно? Разбираемся в причинах

 

Нина Сворак

Related Post

One Comment

  • · Edit

    Основная ошибка - аудирование с опорой на печатный текст. Этобессмысленно. Глаза доминируют и не дают ушам слушать и слышать. Именно поэтому я сразу понимаю, что стихотворение или диалог, заданные наизусть, не слушались... не интонаций, правильных звуков...

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.