«Кому за …», или особенности преподавания возрастным студентам

«Кому за …», или особенности преподавания возрастным студентам

Ситуация, когда преподавателю английского языка 28 лет, а студенту 45 (а то и за 60), сейчас не редкость. Многим зрелым, состоявшимся людям, накопившим большой личный и профессиональный опыт, приходится возвращаться «на школьную скамью» и учить язык, который необходим по работе, в путешествиях или для общения с внуками.
Что же необходимо помнить учителю при работе с такими учениками?

Больше похвалы

Возрастные студенты не уверены в своей способности выучить язык в принципе. Начинающие часто стесняются даже повторить за преподавателем, не то что говорить, поэтому как только у ученика что-то получилось — расскажите ему, какой он молодец. Дайте студенту почувствовать, что он успешен и справляется с трудностями на отлично. «Посмотрите, вы уже умеете знакомиться», «У вас прекрасно получилось сделать заказ в ресторане!» — такие комментарии преподавателя придадут учащемуся уверенности в себе и своих силах и напомнят, что они взялись за язык именно для того, чтобы чувствовать себя менее зависимыми и беспомощными за границей.

Осторожнее с исправлениями

Чем старше студент, тем больше вероятность, что он будет фокусироваться на трудностях и неудачах, а не на успехах. Советская школа с ее суровым подходом сыграла тут не последнюю роль. В этой ситуации стоит быть помягче и не «цепляться» к каждому слову — ученик и так станет подвергать сомнению каждый изданный им звук. Небольшой перекос в сторону fluency будет, скорее всего, только на пользу. Ну, а когда исправление все же необходимо, например при global error (ошибке, затрудняющей понимание) или часто повторяющейся ошибке, лучше быть готовым к тому, что отработка и закрепление правильной версии потребуют большего времени, примеров и заданий, чем для молодых учеников.

Больше ROLE PLAYS!

Студенты после 45 очень боятся выглядеть глупо и потерять лицо в ситуации, когда нужно говорить по-английски в реальной жизни, поэтому даже примерные ученики предпочитают молчать, когда оказываются за границей. Подготовить их и убедить в том, что они справятся, помогут Role Plays. Постепенно увеличивая степень непредсказуемости, от коротких Skits (например, диалог у стойки регистрации в аэропорту) к сложным Simulations (например, встреча менеджеров компании, обсуждение стратегии в условиях увеличивающейся конкуренции) на более высоких уровнях, инструктор сможет вселить уверенность и, главное, желание рисковать, ведь, в конце концов, это не так уж страшно!

Не настаивайте на методе

Даже если вы убеждены, что преподавать нужно без использования родного языка, или что новости, песни и фильмы — это лучший материал для работы с лексикой, постарайтесь прислушаться к пожеланиям студента, который старше вас, и найти более гибкий подход. Взрослые люди обычно достаточно хорошо знакомы со своими слабыми и сильными сторонами. Ученица хочет все записывать? Позвольте ей. Она знает, что так лучше запомнит и сможет повторить дома. Студент любит анализировать грамматику и рисовать таблицы? Здорово! Ему, инженеру по образованию, всегда было легче воспринимать схематичную информацию. Пусть на вашем занятии будет хотя бы небольшой отрезок времени, где все понятно и знакомо, где ваш студент сможет учиться привычным ему способом.

Создайте благоприятные условия

Для пожилых людей мелкий шрифт, слишком тихий звук или фоновый шум станут дополнительными факторами стресса на занятии. Отнеситесь с пониманием к проблемам такого рода, тем более что решить их большого труда не составляет. Устраивайте перерывы, если чувствуете, что ученица устала, и просто поболтайте с ней – человеческое общение сразу сделает атмосферу на занятии более благоприятной, а студентка будет чувствовать себя раскованнее и смелее.

Наберитесь терпения

Изучение английского языка пожилыми людьми

Все мы с возрастом ощущаем, что память становится хуже, реакция медленнее, новое и неизвестное страшит. Преподавателю в данном случае стоит руководствоваться известной поговоркой «лучше меньше, да лучше». Материал для урока, этапы и структуру занятия нужно продумывать еще более тщательно, чем с молодыми учениками, чтобы новая информация поступала порционно, и студент не потерялся в большом количестве незнакомых слов или структур. Особое внимание придется уделить этапу Practice, для того чтобы помочь ученику запомнить новую информацию и начать ее применять в комфортных, предсказуемых условиях. Важно, чтобы студент имел возможность по-настоящему проработать и усвоить то, что было на уроке, применить это на практике в различных ситуациях общения и сказать самому себе «I can do it».

Учитесь у них и получайте искреннее удовольствие от занятий

Ученику, который намного старше вас, есть что рассказать и даже чему научить, так что занятия легко превратить в обмен опытом и знаниями. Слушайте с интересом, задавайте вопросы, и ваш студент почувствует себя более естественно, ведь в жизни он взрослый, состоявшийся человек, который давно отвык от того, что его направляют и исправляют. К тому же, в отличие от юных учеников, им действительно есть что сказать, с примерами и историями.

И напоследок, немного личного опыта. У меня был 55-летний студент, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, в общем, очень солидный и уважаемый человек. Когда, года через три, достигнув уровня Intermediate, он смог более-менее свободно общаться, все наши занятия превратились, по его просьбе, в Discussions. И после каждого второго такого занятия он, потягиваясь, говорил «Ой, как хорошо! Таким умным себя чувствую после английского!» Желаю и вам услышать такое от ваших студентов «кому за…».


 

Анна Николаева

Leave a Reply

Your email address will not be published.