5 типичных ошибок урока по аудированию (и их анализ)

5 типичных ошибок урока по аудированию (и их анализ)

Понимание речи на слух — важный навык для повседневного общения. Студенты испытывают сложности по нескольким причинам, не всегда зависящим только от них. Это может быть и следствие устаревшей методики, используемой ранее, и недоработки преподавателя на текущих занятиях. Рассмотрим типичные ошибки урока по аудированию.

Пример 1. Отсутствие ознакомления с заданием перед первым прослушиванием

Teacher: When did you last travel?
Student: I went to Italy three months ago.
Teacher: Wow! Great. Are you planning to visit any exotic countries?
Student: I haven’t thought about it… maybe.
Teacher: Ok, now listen to the text about three travellers.
( after 5 mins)
Teacher: So, answer these questions now.
Student: Oh, I don’t remember.

Тема аудирования введена хорошо, так как учащимся интересно поговорить о своём опыте путешествий. Ошибка в том, что учитель не дал инструкцию полностью и не обратил внимание студента на вопросы, направленные на проверку понимания. При прослушивании непонятно на каких фактах стоит сконцентрироваться и сложности при ответе на вопросы неизбежны. И чаще всего ответ будет именно такой: ‘I don’t remember.’

Пример 2. Неправильная установка у студента

Проблемы с аудированием могут быть по разным причинам: усталость, маленький словарный запас, недостаточно практики. Одна из распространенных причин, особенно у людей среднего возраста и старше- желание расслышать каждое слово. При этом они быстро устают и теряют нить.

Teacher: You’re going to listen to the text about three speakers who went to exotic countries. Read the questions before you start listening. Ready?
Student: Yes.
(after 3 minutes)
Student: Sorry, could you stop? I don’t understand. They’re speaking very fast.

В учебниках, построенных по коммуникативной методике, тексты даются достаточно сложные: спикеры говорят быстро, используют разнообразные выражения даже на низких уровнях. Ученики, привыкшие к простым текстам, в которых все слова им знакомы, столкнуться с трудностями. Задача  преподавателя объяснить, что нет необходимости понимать каждое слово. В дальнейшем, можно напомнить об этом в виде проверки инструкций: Do you have to understand every word?

Пример 3. Демонстрация скрипта при  возникновении первых сложностей

Teacher: Statement 5. Is it true or false?
Student: I didn’t hear that sentence.
Teacher: Ok, let’s read the script.

Прочтение скрипта аудирования- самое простое решение, но не эффективное. Что в этом случае мог сделать преподаватель? Прослушать параграф еще раз или (если невозможно по каким-либо причинам) попросить учащегося  догадаться, а затем сообщить правильный вариант или показать скрипт.

Пример 4. Выяснение деталей сразу после первого прослушивания

Teacher: Listen to the text and say what it is about. Do you have to understand everything in the text?
Student: No, only what it is about.
Teacher: Great! Let’s start.
(after 5 mins)
Student:This text is about people who travelled to Africa.
Teacher: That’s right. And do you remember when they travelled?
Student: Maybe three years ago.
Teacher: What countries in Africa did they visit? Did they have any problems?
Student: I don’t remember.

Инструкция перед первым прослушиванием (listening for gist) дана верно. Но далее учитель решил перейти к контролю детального понимания записи. К этому студент был не готов, ведь ему дали задание- понять общий смысл. Учащийся не может ответить и будет думать, что аудирование ему плохо дается.

Пример 5. Нет обсуждения прослушанного (post-listening)

Teacher: Good job! You’ve answered all the questions correctly.
Student: Thank you.
Teacher: Now, let’s move on to exercise 6.

Преподаватель похвалил за хорошую работу и идет дальше по плану. Не хватает обсуждения услышанного, потому что ученики прежде всего хотят научится говорить. Также, переход от одного задания к другому будет более плавным. Если нет времени на роулплей и долгие дискуссии, поинтересуйтесь мнением обучаемого. Например, Whose experience do you find the most interesting? Why?

Простой вопрос, ответ на который займет минуты 3, но у студента будет ощущение, что он не просто послушал, а еще и потренировал устную речь.

Какие ошибки встречаются наиболее часто, по вашему мнению? О каких недоработках мы не написали?
Поделитесь в комментариях.


Юлия Белоног

Leave a Reply

Your email address will not be published.