В школе в процессе работы с учениками разного возраста и уровня, может возникать уйма вопросов. Один из них – как научить правильно произносить слова? В общеобразовательной школе, зачастую, у учеников 2 урока английского языка в неделю, или же примерно 30 часов английского в первом полугодии и 45 часов во втором. Как правильнее всего распределить это время? Стоит ли терять столь ценное время на отработку произношения? Мой ответ – стоит!
С чего начать?
В самом начале работы с первоклассниками или учениками, которые только начинают учить английский, можно рассказать о том, что в английском языке, как и любом другом, есть буквы и звуки; буквы по-отдельности могут произноситься не так, как в слове. Изучая новые слова, показывайте, из каких букв и из каких звуков оно состоит. Продемонстрируйте правильное расположение языка и губ для правильного воспроизведения конкретного звука. Не стоит использовать сложные термины при объяснении, например, звука [ θ ], просто попросите детей расположить кончик языка между зубами и постараться произнести звук, похожий на русский звук Ф, но при этом язык находится между зубами. В то же время, горло не должно участвовать, мы просто “выдыхаем” звук. Идеи того, как правильно объяснить произношение конкретных звуков, можно взять из книг, к примеру, Tree or Three.
Расскажите ученикам, что, несмотря на то, что звуки – это то, как мы слышим слова, мы их можем и написать, таким образом, вводя понятие транскрипции. Не пытайтесь сразу показать все обозначения транскрипции, вводите знаки постепенно.
Не стоит тратить время на записывание слов в словарик вместе с транскрипцией на уроке. Каждую минуту на уроке следует использовать эффективно! Покажите детям, как работать со словарем (в книжном или электронном варианте), и давайте ученикам задание найти слово и записать с транскрипцией в свой словарь на дом.
При работе с новым классом, определите, какие звуки вызывают у учеников больше всего затруднений. Есть два варианта действий: можно просто понаблюдать за учениками, послушать, как они произносят разные звуки во время чтения вслух или при разговоре, а можно целенаправленно произвести диагностику. Вышлите ученикам ссылку на сайт POSE test, где они пройдут тест на распознавание групп звуков, ударения и интонации. Подробный отчет по каждому ученику придет на электронную почту, и в дальнейшем уделите время на уроке для отработки конкретных звуков. Вот пример того, как будет выглядеть отчет по гласным звукам:
Если ученик получил результат 100% – он прекрасно различает эти два звука на слух. Если 75% и меньше – стоит уделить этим звукам отдельное внимание.
Что дальше?
1) Уделите пару минут в начале урока на фонематическую зарядку:
- Продемонстрируйте, как правильно произносить звук в отдельности.
- Затем, дайте ученикам возможность произнести звук правильно самостоятельно.
- Далее, используйте минимальные пары — пары слов, в которых отличаются только один звук, например, witch-watch. Пусть учащиеся определят, каким звуком отличается пара слов друг от друга, и прочитают эти пары вслух.
- После этого, необходимо «придать смысл» этим звукам и словам, и поместить их в контекст. Прочитайте предложения или диалоги в парах; детям могут очень понравиться забавные скороговорки, например: «If two witches were watching two watches which witch would watch which watch«. Отличная подборка скороговорок есть на сайте Learnenglishkids. Подробнее о скороговорках смотрите в данной статье.
Большое количество забавных игр на проработку произношения можно найти в нашей статье. Такое начало урока не займет у вас более 5 минут, но уже очень скоро будет заметен прогресс.
2) В течение урока, если ученик неправильно произнес какой-то звук, следует сразу же «точечно» его исправить и продемонстрировать, как произносить правильно. Пусть он повторит следом. Также, звук можно продемонстрировать в виде минимальной пары, или же при помощи фонематической карты. Составьте свою карту или же используйте уже готовые варианты:
3) Периодически на уроках проводите игры на отработку произношения. Идеи можно почерпнуть в Pronunciation Games, Primary Pronunciation Box, Ship or Sheep, Primary Pronunciation Activity Box, Pronunciation Plus Teacher`s Manual, или на сайтах LearnEnglishKids, ISLcollective.
4) Старайтесь исправлять только те звуки, которые препятствуют пониманию смысла. Ведь если учитель будет исправлять ученика после каждого слова, у последнего пропадет всякое желание говорить.
Больше информации о том, как работать над произношением узнайте на курсе Coursera.