Английский для айтишников: на что стоит обратить внимание?

Некоторые могут задаться вопросом: какое отношение это имеет к ESL? И у нас есть ответ: все, абсолютно все сотрудники IT-компаний должны владеть английским языком как минимум на уровне B1, тогда как менеджеры среднего и высшего звена, а также руководители проектов, ежедневно взаимодействующие с зарубежными партнерами, должны владеть английским языком не ниже B2-C1. Учитывая тот факт, что большинство выпускников технических вузов неважно владеют английским языком, специалисты IT могут стать постоянными клиентами современных преподавателей английского. Но… здесь есть свои нюансы.

Кстати, если вы по той или иной причине знакомы со сферой IT, преподавать вам будет намного проще. Но это вовсе не обязательно. Обратите внимание на эти пункты, если вам предстоит преподавать английский у айтишников.

Основные проблемы преподавания английского в IT-индустрии

Существует стереотип, что программисты ленивы и требовательны. И этот стереотип может оказаться правдивым

Конечно, не все хлеба из одной печи, но это мнение во многом верно. В сочетании с нескончаемой нехваткой времени из-за больших загруженностей на работе, этот момент может создать трудности для учителя. Вы должны убедиться, что все задания, которые вы предлагаете, максимально актуальны для вашего конкретного студента. В противном случае, он может просто-напросто отказаться обсуждать и изучать то, что ему кажется ненужным. Скажем, экологические вопросы или политические проблемы. То же самое можно сказать про чересчур сложные задания. Даже если требуется всего лишь немного больше усилий, студент может легко потерять мотивацию и полностью отказаться от задания, а то и от обучения в целом. Домашние задания также должны быть максимально актуальными и не занимать слишком много времени.

Необходимость адаптации к потребностям ваших IT-студентов

Практически в любом случае вам так или иначе придется создавать индивидуальный учебный план. Все темы и материалы должны быть тщательно продуманы и подобраны на основе анализа потребностей вашего студента. Например, программист в обязательном порядке должен изучить следующие темы: встречи, телеконференции, решение задач и проблем, командная работа, трудоустройство, проведение собеседования, отчеты, технический процесс и т. д. 

Особое внимание должно уделяться навыкам устной и письменной речи (в основном, электронным письмам, отчетам и различным спецификациям). Может показаться, что большинство учебников делового английского посвящено схожим темам, но некоторые материалы все равно нужно будет адаптировать под конкретные нужды ваших учеников. Так что будьте готовы серьезно поработать перед тем, как начать занятия.

Опять же — необходимость создавать индивидуальные материалы

Приведем конкретный пример. Представьте, что вашему студенту предстоит посетить IT-конференцию в Финляндии. Именно вам предстоит погуглить это события, узнать все, что требуется, подготовить список слов и фраз, и так далее. На самом занятии вы сможете потренировать вести светскую беседу и провести своего рода ролевую игру в переговорах. Будьте уверены, что ваш студент будет чувствовать себя намного увереннее и комфортнее во время самого мероприятия.

Очень важно быть в курсе событий

Еще один весь важный момент — оставаться на одной волне со своими учениками. У учителя, который знает такие слова, как PHP, Java, scrum, agile, bugs, status reports и Netbeans куда больше шансов “выжить” и получить положительные отзывы. Вам не нужно записываться на курсы программирования, но, по крайней мере, некоторые базовые знания в данной отрасли могут вам пригодиться. Вы должны:

  • создавать собственные материалы и индивидуальные задания.
  • уверенно принимать участие в ролевых беседах и другой речевой деятельности, особенно если у вас индивидуальные занятия, где вам нужно становиться собеседником.

    Вы должны знать, какие вопросы задавать во время ролевой игры на собеседовании или какие моменты поднимать при обсуждении хода проекта (Когда будут исправлены баги? Когда вы собираетесь вносить изменения на стороне сервера? Планируете ли вы реализовать новый функционал на следующей неделе?). Чтобы быть в курсе, читайте онлайн-журналы, подпишитесь на несколько интересных блогов, следите за новостями BBC и Financial Times.

Звучит непросто? Возможно. Но вам точно могут следующие советы:

Начните с самого необходимого

Основы есть основы. Кроме того, у  IT-специалистов могут быть пробелы в чем-то базовом и элементарном. Например, они могут не знать, как сказать “I’ll get back to you on that one”, “Please keep me posted”, “I’m not sure that …”, “Sorry I didn’t catch it” и так далее.

Логика — ваше главное оружие

Все ваши уроки и задания должны быть максимально логичными. Многие преподаватели, которые преподают английский IT-специалистам, разбивают уроки на три части: лексика, грамматика, функциональный язык. Можно начинать занятие с последних новостей, связанных с IT-отраслью или темой занятия, затем делать упор на словарном запасе и обсуждении. Это не единственно возможная схема, вовсе нет, но она доказала свою эффективность.

Придерживайтесь аутентичных материалов

IT-статьи и блоги можно использовать для задач на понимание прочитанного, лексики и грамматики, а также для small talks в начале занятий. На забывайте про доклады TED, а также о том, что Financial Times ежедневно публикует короткие (3-5 минут) видеоролики в разделе «Видео».

Сосредоточьтесь на разговорных навыках

Большинство разработчиков общаются с зарубежными клиентами или другими членами команды по Skype или Zoom. Некоторые проводят ежедневные онлайн-беседы или уезжают в командировки за границу. Поэтому ряд разговорных мероприятий (ролевые игры, интервью, обсуждения, звонки по Skype) просто необходимы.

Серьезно относитесь к подготовке домашних заданий

Домашние задания просто необходимы, и будьте готовы к тому, что ваши “айтишники” вовсе не захотят их выполнять в силу своей загруженности и усталости. Вы должны быть к этому готовы. Ваше домашнее задание должно быть максимально продумано, оно должно вызывать искренний интерес у учащегося. Подойдут интересные статьи, видео и подкасты, а также вопросы к ним, к которым нужно подготовить ответы.
Если вы практикуете письменные навыки, дайте своим ученикам задание написать деловое электронное письмо или составить отчет.

Преподавать айтишникам может быть сложным испытанием, но вам точно не придется скучать. Да, это сложная задача, а подготовка к урокам отнимает уйму времени, но это дает вам возможность проявить творческий подход, создать уникальные учебные материалы и стать лучшим учителем, который превыше всего ценит потребности своих студентов. Желаем вам удачи!

Поделиться ссылкой:
Добавить в закладки
Комментарии (3)
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
Показать еще
Еще по теме:
×