Инструкции объяснены, трудная лексика отработана, задание прочитано, нажимаем на старт аудио… на этом успех задуманного заканчивается. Студент напряженно слушает, но ему кажется, что он ничего не понял. Такая ситуация возникает очень часто и заставляет учеников паниковать и разочаровываться в себе. Предлагаю несколько рекомендаций по формулированию и составлению заданий, которые помогут переключиться с непонимания на успешное слушание и развитие умений в аудировании.

Немного теории

Для начала вспомним, что для развития навыка аудирования выделяется несколько типов заданий:

listening for gist (аудирование с пониманием общего содержания). Обычно для этого предлагается при первом прослушивании выделить основную идею текста или определить, кто говорит и о чем.

Например, «Listen to the audio and say who is talking».

listening for specific information (аудирование с выборочным пониманием информации). В таком виде аудирования (обычно второе прослушивание) требуется извлечь необходимую информацию из прослушанного текста, например:

«Listen to the story and find the information about the number of seats available for booking».

listening for details (аудирование с полным пониманием содержания). Обычно в качестве таких заданий предлагаются задания на true/false, заполнение пропусков и ответы на вопросы.

Возможные причины непонимания

Прежде всего сам преподаватель должен осознавать, что аудирование — сложный вид речевой деятельности для многих студентов. Если в чтении мы можем успокоиться, перечитать и подумать, то время прослушивания — это все, что нам дано. Кроме того, осложнять ситуацию может качество самой записи, акцент и темп речи говорящего, тембр голоса, посторонние шумы, отсутствие/наличие видеоряда.

Еще одним существенным тормозом успешности будет неправильная установка: студенты хотят понять все, а непонимание даже одного слова ставит их в тупик. Следующие рекомендации помогут вам переключить «тумблер» непонимания.

Задание перед прослушиванием

Когда вы работаете над прослушиванием с полным пониманием, зачастую студенты концентрируются на определенной лексике из формулировки вопроса. Услышав другие слова, ученики теряются. Предлагаю вам попробовать следующее задание: предложите студенту любое утверждение, например, на true/false:

Jenny wants to go to the shop because the celebration is coming. T/F

Студент должен переформулировать данное утверждение, употребляя при этом другую лексику, но сохраняя смысл. При этом можно и посоревноваться, кто предложит больше вариантов. Цель данного задания, с одной стороны, активизировать лексику, а с другой — подготовить к тому, что в аудио та же мысль будет выражена по-другому.

Смена цели

Смените установку студента с «хочу понять 100%» на «я могу понять одну из идей». Для принятия установки «могу услышать что-либо» предложите студентам следующие задания:

— прослушайте первую часть записи и назовите все услышанные глаголы в любом порядке;

— ответьте на вопрос, например: «Спикер рад сложившейся ситуации?», «Много ли аргументов приводит говорящий?», «Говорящий любит шоколад или нет?»;

— обведите слова, которые вы слышали, в приведенном списке.

Warm-ups в начале урока

Введите специальные warm-ups в начале каждого урока, направленные на понимание самой общей информации из аудиозаписи. Так, даже если у вас урок направлен на развитие других навыков, вы все равно поработаете над аудированием. Это должны быть очень краткие аудио с простой тематикой. Я обычно беру их с сайтов newsinlevels.com (level 1 и 2 для более низких уровней, level 3 для высоких уровней ) или listeninenglish.com.

Первый вариант задания: прослушайте аудио и выберите True/false.

Второй вариант: вставьте 3 слова (слова даны) в нужные пропуски.

Помощь студентам с разными типами восприятия

И еще одна немаловажная рекомендация. У каждого человека свой тип восприятия (визуал, аудиал, кинестетик). Многим и на родном языке трудно понять информацию, если она не сопровождается визуальным рядом. Вы можете предложить студенту смотреть на скрипт, части которого перемешаны. Задание заключается в том, чтобы расположить части скрипта в правильной последовательности. Постепенно можно в самом скрипте делать пропуски слов, закрывать часть информации.

Непонимание аудио — большая проблема для многих студентов, и зачастую дело не в незнании лексики, не в темпе, а в психологическом настрое и установке. Задача преподавателя — обеспечить условия успешности, сменить установку и последовательно готовить ученика к более детальному пониманию каждой новой аудиозаписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×