11.09.2021
964
0

Разрабатываем свои материалы к уроку с методистом Мариной Евстратовой

Практически каждый преподаватель хотя бы раз пытался принести на урок что-то свое, будь то интересный способ провести разминку или материалы для целого тематического урока по какому-нибудь фильму. Хорошо это или плохо? Это отлично, потому что преподаватель стремится улучшить стандартную программу и адаптировать ее под себя или ученика. Как эффективно разрабатывать свои материалы к уроку — другой вопрос, на который я отвечу в этой статье.

Эксперты: руководитель методического отдела TTC Марина Евстратова и академический директор отдела контента Skyeng Алексей Конобеев

Система персонализированного контента

Как ни странно, преподаватели все же могут столкнуться с неприятием инициативы разрабатывать что-то свое. В школах — в государственных или частных — есть программа, по которой нужно вести учеников, и если отклонение от программы все-таки допускается, то только частичное.

Это связано с рациональным опасением, что у преподавателя не получился выстроить собственный контент в систему, которая поможет довести ученика из точки А в точку Б — к уровню повыше, к сдаче экзамена, к финальной цели специализированного курса. К слову, такие опасения вполне оправданы.

Всю систему контента, который мы приносим на урок, можно условно разделить на три ступени разной степени гибкости.

  1. Фундаментальный контент, который составляет основу курса и обычно обязательный — его нужно пройти весь. Для школьного класса это будет учебник, программа которого соответствует программе ФИПИ, для курсов специализированного профессионального английского — учебник, который составлен строго с учетом компетенций конкретной профессии. Для онлайн-школ, как Skyeng, где нет жесткой стандартной программы, ориентиром будут дескрипторы CEFR (Common European Framework of Reference) и GSE (Global Scale of English). Без этой основы ученик не получит никакой условной гарантии того, что к концу курса он действительно достигнет того, зачем пришел.
  2. Адаптируемый контент, который хорошо соотносится с фундаментальным, но позволяет немного изменить материал под общие потребности ученика здесь и сейчас: дополнительные упражнения на отдельные навыки, дополнительные тексты для чтения или видео для просмотра, дополнительные уроки на повторение или опциональные уроки в основном курсе, которые можно пропустить или добавить без вреда для прогресса. Такой контент легко применять если не со всеми, то хотя бы с разными учениками в разное время.
  3. Полностью персонализированный контент, который четко соответствует конкретным языковым потребностям и интересам ученика здесь и сейчас. Такой контент вряд ли получится переиспользовать с кем-то еще в том виде, в котором он был создан, но зато он абсолютно точно поможет ученику с каким-то узким запросом, если материал был разработан правильно.

Принцип выстраивания всех своих материалов по такой системе простой: чем глубже развиты у преподавателя навыки разработки персонализированного контента, тем больше его можно включать в программу. Если же вы никогда не занимались разработкой материалов или занимались, но не получали качественную обратную связь, то от масштабных экспериментов лучше воздержаться.

В школах преподаватели редко получают оценку специалистов и ведут учеников не к их персональным целям. Учителя готовят либо к ОГЭ/ЕГЭ, либо к профессиональному экзамену, поэтому развивать свои навыки разработки заданий просто негде.

Зачем разрабатывать

Потребность создавать персонализированный контент больше всего возникает у тех преподавателей, которые работают со взрослыми учениками либо один-на-один, либо в маленьких группах.

В целом, основной принцип андрагогики состоит в том, что у взрослых людей готовность обучаться определяется потребностью решения каких-то насущных задач. Именно поэтому преподавателям взрослых учеников приходится сталкиваться с такими кейсами:

→ ученица — профессор в университете, преподает нутрициологию, в этом году в ВУЗе будет учиться группа по обмену, поэтому придется учиться читать лекции по нутрициологии на английском;

→ ученица — в прошлом профессиональная танцовщица, сейчас — дизайнер костюмов для выступления на танцевальной сцене, давно живет в США, но общается в основном с русско-, китайско- и турецкоязычными клиентами и работниками на русском или очень простом английском. Хочет посетить несколько профессиональных выставок по текстилю и начать работать только с англоязычными клиентами;

→ ученик планирует поступление в американскую киноакадемию на магистерскую программу, сейчас начал посещать подготовительные семинары и воркшопы онлайн, нужен английский для учебы, общения с одногруппниками и профессорами.

Это описания реальных учеников методистов TTC (Teachers Training Center в Skyeng).

С такими запросами справиться при помощи одного и того же учебника на определенный уровень невозможно, равно как и невозможно помочь ученикам при помощи дополнительных упражнений на отдельные навыки. Во всех описанных случаях нужна отдельная специализированная программа, которую нужно строго подвязывать под нужды ученика.

Почитайте по теме: «Сам создал курс для кандидата наук»: преподаватель Skyeng — об условиях, оплате и своем рецепте успеха

5 шагов для создания своих материалов к уроку

Профессор Брайан Томлинсон, уже ставший классиком среди всех тех, кто работает в сфере materials development in language teaching, еще в 1998 году в одноименной книге описал порядок работы, который быстро зарекомендовал себя и доказал свою эффективность на практике, в том числе на практике разработки материалов как для преподавателей, так и для учеников методистами TTC.

1. Идентификация потребностей

На первом шаге мы анализируем потребности учеников — одного конкретного ученика у одного репетитора или большой группы учеников, которым английский понадобился в одном и том же контексте. Мы проводим детальный needs analysis и определяем, с какими конкретно коммуникативными ситуациями учениками нужно научиться справляться. 

2. Изучение проблемы

Определите запрос, то есть в каждой конкретной коммуникативной ситуации проанализируйте, какие communicative language activities, communicative language strategies и communicative language competences нужно включить в курс и в каком виде. Если это большой курс, а не отдельный урок, то все выделенные элементы необходимо уложить в правильном порядке и запланировать контрольные точки, чтобы проверять прогресс ученика. Для этого можно и нужно использовать дескрипторы CEFR и GSE.

3. Контекстуальная реализация

Мы собираем весь контент, который подходит под уровень ученика, цели курса, юнита или урока, проверяем его на возможность легального использования, при необходимости ищем другой. Иногда рациональнее произвести собственный контент или использовать контент ученика.

4. Педагогическая реализация

 На основе собранного контента мы разрабатываем упражнения, которые соотносятся с картой видов деятельности, стратегий и компетенций, которую мы собрали на втором этапе. Мало просто опираться на типы упражнений, которые обычно используются в широко доступных учебниках или в тех, по которым мы когда-то учились сами — ученикам может понадобиться развитие очень узких под-навыков и компетенций при помощи отдельных редко встречающихся упражнений.

5. Физическая продукция

Оформите все разработанные материалы и упражнения в едином стиле и подготовьте их к применению на уроке — напечатайте или настройте электронные версии.

Отдельно стоит отметить, в третьем и четвертом шагах возможны несколько сценариев.

→ Возьмите контент основного курса, но просто разработайте на его основе упражнения, которые помогут ученику с конкретными задачами и компетенциями. Например, можно взять аудио или видео из имеющегося учебника, но вместо второго прослушивания с заданием True/False сделайте анализ connected speech features и упражнения dictation или shadowing.

→ Используйте уже имеющиеся упражнения, которые подходят под развитие нужных ученику навыков, но просто найдите новый контент, на основе которого можно будет реализовать эти упражнения. Например, если у ученика какое-то редкое хобби, то используйте текст или видео про это хобби вместо данного учебнике, но большую часть упражнений не изменяйте.

→ Самый сложный сценарий — искать новые тематические материалы, и разрабатывать дополнительные упражнения по ним. Это иногда нужно но занимает больше всего времени.

Эта схема кажется простой, а шаги в ней отчасти очевидными. Однако преподаватели часто совершают неочевидные ошибки, например, подбирая материал на урок, отталкиваясь не от конкретного запроса ученика, а от интересного материала, который они случайно нашли. Так, например, преподаватель рискует провести целый урок по какому-нибудь видео, которое считает очень интересным и познавательным, но которое будет бесполезно для ученика.

Определите цели ученика, тип необходимого контента и следуйте этапам работы Брайана Томлинсона для разработки уникальных уроков по запросу ваших учеников.

Доп материалы — методподкаст от Teachers’ Training Center (Skyeng)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×