Понятие числа возникло из-за практической необходимости подсчета предметов. Сначала предметы считали при помощи подручных средств: пальцев, камней, еловых шишек и т. д. На ранних стадиях развития человечества запас чисел был весьма ограничен. Ряд известных и используемых натуральных чисел был конечен и удлинялся не очень быстро. Осознание же неограниченной продолжительности натурального ряда чисел стало уже признаком достаточно высокого уровня знаний и культуры.

Учите школьников и получайте
от 40 до 100 000 рублей в месяц!

Приглашаем учителей математики
с высшим образованием (или студентов последнего курса) и опытом подготовки
к выпускным экзаменам

Начать преподавать
kk Skyteach

Вместе с использованием увеличивающихся чисел развивались и сами символы, которыми обозначались числа, а сами числа образовывали системы. 

Развитие человечества постепенно приводило и к совершенствованию систем счисления. Употребляемая сейчас позиционная десятичная система счисления является итогом длительного исторического развития.

Сейчас мы поговорим о системе действительных чисел, дадим их классификацию и опишем свойства, но сначала запомним интересные вопросы, которые потом можно будет задавать в беседах со своими друзьями и знакомыми:
  • Вопрос 1: кто придумал 0?
  • Вопрос 2: единица — это простое число или составное?
  • Вопрос 3: сколько множеств чисел проходят в школе?
  • Вопрос 4: где находится основание и что такое показатель?
  • Вопрос 5: может ли когда-нибудь случиться так, что иррациональное число станет рациональным или наоборот?
  • Вопрос на миллион (дополнительно для продвинутых): как называются числа, которые можно нарисовать в виде вектора? 

План урока:

  1. Действительные числа
  2. Модуль и свойства модуля
  3. Дроби
  4. Множества
  5. Интервалы
  6. Степени
  7. Рациональные степени

Сколько платят в Skyeng преподавателю математики?

Из чего складывается доход учителей, рассказываем в специальной статье.

Подробне
lyudi ch.1 61 Skyteach

1. Действительные числа

  • Положительные числа — числа, которые больше нуля.
  • Отрицательные числа — числа, которые меньше нуля.
  • 0 (ноль) — число, находящееся между положительными и отрицательными числами (это число придумал индийский математик Брахмагупта).
  • Натуральные числа — числа, появившиеся при счете: 1, 2, 3, 4 и т. д.
  • Целые числа — числа, которые состоят из натуральных чисел, нуля и чисел, противоположных натуральным: …, −5, −4, −3, −2, −1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, …
  • Простые числа — числа, которые имеют ровно два делителя, то есть 1 и само число.
  • Составные числа — числа, которые имеют более двух делителей, то есть, помимо деления на 1 и на само число, составное число также можно разделить как минимум на одно положительное целое число. 
  • 1 не является простым или составным числом.
  • Рациональные числа — числа, которые могут быть представлены в виде дроби p/q, где числа p и q целые, отличные от нуля.
Все целые числа также являются рациональными, так как любое целое число может быть представлено в виде дроби целое число/1.

Кроме этого, дробь p/q может быть также представлена: 

— либо как конечное десятичное число: 7/4=1,75;

— либо как повторяющееся десятичное число: 7/3=2,333333333…

  • Иррациональные числа — числа, которые невозможно представить в виде рациональной дроби p/q.

Иррациональное число не может быть представлено в виде дроби p/q с целыми p и q.

Типичные примеры иррациональных чисел:

π=3,14592652589793…

e=2,718281828459045…

√3=1,73205080756887…

Иррациональные числа не могут быть рациональными и наоборот!

Итак, действительные числа — все рациональные и иррациональные числа.

Есть еще одна очень важная классификация чисел:

  • Четные числа — числа, которые при делении на 2 дают в остатке 0.
  • Нечетные числа — числа, которые при делении на 2 не дают в остатке 0.

Примеры:

  1. Каким числом является число 5? (За полный ответ полагается соответствующая оценка.)

Ответ: положительное, натуральное, целое, рациональное, действительное.

  1. Каким числом является число −4,2?

Ответ: отрицательное, рациональное, действительное.

  1. Каким числом является число 666/13?

Ответ: положительное, иррациональное, действительное.

Множество действительных чисел может быть графически представлено вещественной числовой линией, то есть прямой линией, на которой выбраны начало координат (нулевое число) и масштаб.
chisla tsifry plan uroka po matematike 1 Skyteach

Существует однозначное соответствие между набором действительных чисел и точками на прямой с действительными числами: каждая точка на этой прямой соответствует действительному числу и наоборот. Все положительные действительные числа представлены точками, лежащими справа от числа ноль, а все отрицательные действительные числа представлены точками слева от числа ноль. Все положительные числа расположены в порядке возрастания слева направо — справа от нуля; все отрицательные целые числа расположены в порядке убывания справа налево — слева от нуля.

Если действительное число является целым числом, его точка на числовой прямой совпадает с одной из отметок для целого числа; в противном случае его точка лежит между двумя последовательными отметками.

Большинство алгебраических манипуляций основано на свойствах действительных чисел. Все действительные числа обладают следующими свойствами:

  • Свойство симметричности: «Равенство a=b подразумевает равенство b=a».

Пример: равенство x+y=z подразумевает равенство z=x+y. 

  • Свойство транзитивности (переходное свойство): «Два числа равны друг другу, если каждое из них равно одному и тому же числу».

Другими словами: «Уравнения a=b и c=b подразумевают, что a=c».

Пример: уравнения x+y=z и z=b+c подразумевают, что x+y=b+c.

  • Свойство замены: «Любое число может быть заменено на равное ему в любом выражении».

Если a=b, то a может быть заменено на b в любом математическом выражении.

Пример: если x=a и x+b=c, то a+b=c.

  • Свойство сложения и вычитания: «Если к равным числам прибавляются равные числа, то суммы равны. Если из равных чисел вычесть равные числа, то разности равны».

Пример: если a=b и c=d, то a ± c=b ± d.

  • Свойство умножения: «Если равные числа умножаются на равные числа, то произведения равны».

Пример: если a=b и c=d, то ac=bd.

Числа в произведениях называются сомножителями.

  • Коммутативные законы сложения и умножения: «Числа могут складываться в любом порядке: a+b=b+a. Числа могут умножаться в любом порядке: ab=ba».
  • Ассоциативные законы сложения и умножения: «Слагаемые могут сочетаться в любые группы: a+(b+c)=(a+b)+c. Сомножители могут сочетаться в любые группы: a(bc)=(ab)c».
  • Дистрибутивный закон: «Скобки можно раскрыть; общий множитель можно вынести за скобки».

a(b ± c)=ab ± ac

(a ± b)c=ac ± bc

  • Аксиома тождества для суммы: «Сумма любого действительного числа и числа 0 есть само это число: a+0=a».
  • Аксиома тождества для произведения: «Произведение любого действительного числа и числа 1 есть само это число: a×1=a».
  • Аксиома инверсии для сложения: «Для любого действительного числа a существует уникальное число (-a), такое, что a+(-a)= -a+a=0. Число (-a) называется противоположным числу a».

Можно сказать, что вычитание — это действие, обратное сложению, а сложение — это действие, обратное вычитанию.

Сложение и вычитание являются операциями, обратными друг другу.

  • Аксиома инверсии для произведения: «Для любого ненулевого числа a существует уникальное действительное число (1/a), такое, что a×(1/a)=(1/a)×a=1. Число (1/a) называется обратным числу a».

Умножение и деление являются операциями, обратными друг другу.

Осторожно: «дырка»! Произведение числа ноль и любого действительного числа равно числу ноль: 0×a=a×0=0.
  • Для любых действительных чисел a и b истинным может быть только одно соотношение: a>b, a=b, a<b .
Вам могут быть полезные другие наши статьи:

2. Модуль и свойства модуля

Определение. Модуль действительного числа a записывается так: |a|. А определяется так: |a|={a, если a ≥ 0; -a, если a<0}.

Модуль положительного действительного числа равен самому этому числу, в то время как модуль отрицательного действительного числа равен этому числу, взятому с обратным знаком.

Примеры: |5|=5; |-5|=5; |0|=0.

Геометрическая интерпретация: модуль действительного числа — это расстояние между соответствующей точкой числовой прямой и нулевой точкой, независимо от направления.

Полезное наблюдение: для любых чисел a и b расстояние между a и b на числовой прямой есть модуль разности этих чисел |a-b|=|b-a|.

Пример: |-5|=5, так как число -5 располагается на числовой прямой на таком же расстоянии от числа 0, что и число 5.

chisla tsifry plan uroka po matematike 2 Skyteach

Свойства:

  1. |a| ≥ 0.
  2. |a|=0 тогда и только тогда, когда a=0.
  3. |a×b|=|a|×|b|.
  4. |a/b|=|a|/|b|, если b ≠ 0.
  5. |−a|=a.
  6. |a−b|=|b-a|.
  7. |a|2=a2.

3. Дроби

Дробью называется число, записанное в виде a\b, где a называется делимым, а b — делителем. Оба числа, делимое и делитель, являются действительными числами, но делитель не должен быть равен нулю.

Дроби имеют следующие свойства:

  • Дроби сохраняют свое значение, когда делимое и делитель одновременно умножаются или сокращаются на одно и то же ненулевое число: ac/bc=a/b.
Мы можем использовать это свойство, чтобы упростить дробь, разложив числитель и знаменатель на множители и сократив общие множители.

Примеры:

  1. 45/60=5×3×3/5×3×2×2=3/4.
  2. x2-5x+6/x−3=(x−2)(x−3)/(x−3)=(x−2).
  • Чтобы складывать (или вычитать) дроби с одинаковыми знаменателями, объединяйте числители и оставляйте тот же знаменатель: a/b+c/b=a+c/b или a/b-c/b=a−c/ b.
Эти две формулы можно объединить в одну: a/b±c/b=a ±c/ b.
  • Чтобы сложить (или вычесть) дроби с разными знаменателями, приведите дроби к общему знаменателю, найдя общий множитель обоих знаменателей, а затем сложите (или вычтите) получившиеся дроби с одинаковыми знаменателями: a/b±c/d=ad/bd±bc/bd=ad±bc/bd.

Примеры:

  1. 5/7-3/13=5 × 13/7 × 13-3 × 7/13 × 7=65 − 21/91=44/91.
  2. 1/ab+1/bc=c/abc+a/abc=a + c/abc.

• Числитель произведения дробей равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей всех дробей: a/b×c/d=ac/bd.

Чтобы разделить две дроби, переверните вторую дробь и выполните умножение двух дробей: chisla tsifry plan uroka po matematike 3 Skyteach

Пример: chisla tsifry plan uroka po matematike 4 Skyteach

Равные дроби называются пропорциями: a/b=c/d ⇒ b/a=d/c.
  • Пропорции могут быть решены путем перекрестного умножения с использованием свойства перекрестного умножения: «Из a/b=c/d также следует, что d/b=c/a или a/c=b/d».

Пример: если x/y=z/w, то x/y=2x — 7z/2y — 7w=3x + 15z/3y + 15w.

В онлайн-школе Skysmart преподаватели не тратят время на написание конспектов уроков и проверку тетрадок. У нас есть библиотека готовых занятий и автоматическая проверка домашних заданий. В статьях рассказываем подробнее о наших онлайн-репетиторах математики:

Какие направления по математике есть в Skyeng?
Как стать преподавателем математики в Skyeng?

4. Множества

Множество — это конечный набор объектов. Объекты называются элементами или членами множества. В качестве имен множеств используют заглавные буквы.

Объекты множества заключаются в фигурные скобки { }, внутри которых они разделяются запятыми.

Если множество A определяется списком своих элементов, то его можно записать в следующем формате:

A={список элементов}

  • Если элемент x является элементом множества A, то это записывается как x ∈ A. 
  • Если элемент x НЕ является элементом множества A, то это записывается как x ∉ A.

Множество A можно также определить, описывая его элементы через характеризующие их свойства: «Множество A всех элементов x, таких, что x обладает свойством P». В этом случае символ | используется вместо утверждения «такой, что», а множество записывается в следующем формате:

A={ x | P}

Самые важные множества:

  • Множество натуральных чисел: N={1, 2, 3, 4, 5,…. }
  • Множество целых чисел: I={-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, …. }…,
  • Множество рациональных чисел: Q={p/q | q ≠ 0; p,q ∈ I}.
  • Множество иррациональных чисел: H.
  • Множество действительных чисел. R

Сравнение множеств:

  • Множество A равно множеству B, если каждый элемент A является элементом B, и наоборот: A=B.

Пример: {b, a, c}={c, a, b}.

  • Множество A называется собственным подмножеством множества B, если каждый элемент множества A является элементом B, но A ≠ B: A ⊂ B.

Примеры: 

  1. Множество натуральных чисел является собственным подмножеством множества действительных чисел: N⊂R.
  2. Множество {a, b, c} является собственным подмножеством множества {a, b, c, d}: {a, b, c }⊂{a, b, c, d}.
  • Множество A называется подмножеством множества B, если A является правильным подмножеством B либо A=B: A ⊆ B.

Пример: {a, b, c }⊆{ a, b, c}.

  • Пересечение множеств A и B — это множество всех элементов, которые находятся как в A, так и в B: A ∩ B.

Пример: если A={a, b, c } и B={a, c, d, e, f }, тогда A ∩ B={a, c }.

  • Объединение множеств A и B — это множество всех элементов, которые находятся либо в A, либо в B, либо в обоих: A ∪ B.

Пример: R=HQ.

5. Интервалы

Интервалы — это специальные подмножества действительных чисел.

Интервал может быть конечным или бесконечным. Конечный интервал действительных чисел лежит между двумя действительными точками, a и b. Бесконечный интервал имеет только одну конечную точку и содержит все остальные действительные числа, лежащие в направлении положительной или отрицательной бесконечности от этой точки.

  • Если набор действительных чисел лежит между a и b, но не включает ни одно из них, интервал является открытым.
  • Если обе конечные точки, a и b, включены в набор, интервал называется замкнутым.
  • Полуоткрытый интервал содержит либо a, либо b.
  • Бесконечный интервал не ограничен ни вправо, ни влево, и символ бесконечности всегда заключен в круглую скобку, как у открытого интервала. В то же время бесконечный интервал может быть открытым или закрытым в конечной точке.

Таким образом, мы имеем следующие случаи:

  1. интервал полубесконечный слева: (-∞; b]
  2. интервал полубесконечный справа: [a; +∞)
  3. бесконечный интервал : (-∞;+∞)
  4. конечный интервал: [a; b]
Полезные материалы для подготовки учеников к ЕГЭ:

6. Степени

В выражении xa величина x называется основанием, а величина a — показателем степени.

Следующие математические правила полезны при алгебраических операциях со степенями:

  • Любое ненулевое действительное число, возведенное в нулевую степень, равно единице: x0=1(x ≠ 0).
  • Ненулевое действительное число, возведенное в степень (-a), является обратной величиной того же действительного числа, возведенного в степень a: x-a=1/xa (x ≠ 0).

Чтобы умножить степени с одинаковыми основаниями, сложите их показатели: xa × xb=xa + b.

  • Чтобы разделить степени с одинаковыми основаниями, вычтите из показателя степени  числителя показатель степени знаменателя: xa/xb=xa − b (x ≠ 0).
  • Чтобы возвести в степень выражение, которое стоит в другой степени, перемножьте показатели степени: (xa)b=xab.
  • Произведение двух величин, возведенное в степень, равно произведению каждой из этих величин, возведенных в степень: (xy)a=xaya.

Дробь, возведенная в степень, равна дроби, в числителе и знаменателе которой находятся возведенные в ту же степень числитель и знаменатель исходной дроби: (x/y)a=xa/ya (y ≠ 0).

7. Рациональные степени

Примечание: у всех корней n-ной степени индекс n является натуральным числом, бóльшим единицы: n ∈ N, n>1.

Говорят, что число y является корнем n-ной степени действительного числа x, если yn=x.

Корень n-ной степени числа x обозначается как n√x или x1/n.

Таким образом, связь между степенью и корнем записывается так: n√x=x1/n.

Наиболее важные правила для степеней рациональных чисел:

  • x0=1.
  • x-a=1/xa, x ≠ 0.
  • xa × xb=xa + b.
  • xa/xb=xa — b, x ≠ 0.
  • (xa)b=xab.
  • (xy)a=xaya.
  • (x/y)a=xa/ya, y ≠ 0.
  • n√x=x1/n.
  • √x2=|x|.
  • n√xm=xm/n.
  • n√xy=n√x × n√y.
  • n√x/y=n√x/n√y, y ≠ 0.
Надеемся, что статья была вам полезна. Напишите в комментариях, какие еще методические статьи и планы уроков нужны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×