Какие развивающие цели и задачи можно поставить для урока математики? В статье — рекомендации учителям в постановке задач к уроку.
Содержание:
- Справка, что относится к развивающим целям
- Развитие познавательного интереса
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- Развитие вычислительных способностей
- Развитие мышления
Справка, что относится к развивающим целям
Развивающие цели — часть глобальных целей обучения, выделяют еще воспитательные и образовательные, все они связаны друг с другом.
Именно развивающие цели помогают в обучении. На каждом его этапе происходит развитие и этот процесс обязательно нужно отслеживать. Только в таком случае и у обучаемого, и у обучающего появится осознания своей пользы и значимости.
К основным развивающим целям относят:
- развитие памяти, внимания;
- развитие мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);
- развитие познавательных способностей, творческих способностей, креативности личностных качеств;
- развитие самостоятельности;
- развитие логического мышления;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Теперь отметим уникальные развивающие цели, присущие только математике:
- развитие умений применять математические знания для решения практических задач;
- развитие вычислительных навыков;
- привитие интереса к предмету.
Современный урок математики предполагает использование разнообразных форм и методов:
- лекция;
- эвристическая беседа;
- самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
- постановка проблем и проведение экспериментов;
- опытов;
- лабораторные работы;
- экскурсии;
- семинары;
- практикумы;
- зачеты и многое другое.
Важную роль играют такие методы обучения, как диалог, дискуссии, дидактические игры, а также методы обучения, направленные на развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий (умений и навыков).
Пять самых любимых развивающих целей:
- Развитие познавательного интереса.
- Развитие памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие вычислительных способностей.
- Развитие мышления.
Развитие познавательного интереса
Познавательный интерес — сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Когда же детям интересно учиться, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.
Школьники испытывают удивление, когда на уроке узнают, какие-то неизвестные им факты из жизни.
В примере на вычисление можно подобрать так, что в ответе получится число, которое говорит о том или ином факте, например, численность населения страны, самое высокое здание и т. д.
Также вызывает интерес учеников проблемное обучение — им можно заменить преподнесение фактов для заучивания. Такое обучение заставляет искать истину, находить ее всем коллективом.
Задание для школьников: «Каждому ученику надо построить треугольник, измерить его углы и найти их сумму.»
Затем полученные результаты учащихся сравниваются, совместно делается вывод и доказывается теорема о сумме углов треугольника.
Задания для школьников: «Проиграли 15 очков, а выиграли 18. Какой общий счет турнира?», «Доход фирмы за год был 10 миллионов, а расход — 5 миллионов. Какая прибыль была в итоге?»
В этих случаях происходит развитие не только познавательного интереса, но и развитие мышления (сравнение, анализ).
Развитие памяти
Память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прошлый опыт, впечатления, выражающаяся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяется образная, словесная, механическая и эмоциональная память.
Например, каждый из нас помнит, что биссектриса «это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Но не все знают, зачем она это делает. Так вот: крыса бежит по такой линии, чтобы быть каждую секунду на одинаковом расстоянии от каждого из своих крысят (которые бегут по двум сторонам угла), а когда добегает до вкусной противолежащей стороны треугольника – перекусывает ее пропорционально размерам своих крысят.
Стихотворения, поговорки и необычные истории, мнемонические правила, рассказанные единожды, выполняют свою развивающую функцию в головах у учеников сами.
Например, при изучении равных фигур (5 и 7 классы — геометрический материал) можно всего лишь провести демонстрацию с различными фигурами. «Равные фигуры — это фигуры, которые совпадают при наложении», и, уже после теоретического опроса, обязательно задать вопрос классу: «А помните, фигуры, которые сравнивали?»
Также при доказательстве теорем можно показать само доказательство наглядно, на модели, если это возможно.
Многие ученики сталкиваются с проблемой «трехмерного видения» стереометрических задач. После того как они подержат в руках соответствующую трехмерную модель, проблема чаще всего исчезает.
В классах, где учат несколько иностранных языков, можно попросить произнести какое-нибудь математическое правило на нескольких языках.
Конечно же, запоминание происходит тем лучше, чем больше видов памяти мы задействуем одновременно.
Развитие внимания
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание занимает особое положение, без него невозможна активизация всех остальных процессов, так как оно, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой — психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.
Задания на внимание:
- Какое число лишнее?
- Какое число будет следующим?
- Назовите все делители 30, одновременно упорядочив их в порядке убывания.
- Решение геометрических задач по готовым чертежам.
Дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Учиться играя нравится всем детям.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и учащиеся учатся правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности.
Развитие вычислительных способностей
Особое значение имеет устный счет. Устные вычисления развивают мышление детей, их сообразительность, внимание, память, находчивость и способствуют математическому развитию детей.
Устный счет на уроках может проводиться в разных формах:
- беглый слуховой счет;
- зрительный счет;
- комбинированная форма счета.
Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего предлагаются в устной форме. Это развивает внимание и память учащихся, а также подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимая их на слух, например, в магазине. В устных вычислениях развиваются память, быстрота реакции, сосредоточенность.
Развитие мышления
Мышление структурно и зависит от цели. Для формирования творческой личности необходимо развивать и наглядно-образное, и наглядно-действенное, и практическое мышление.
Мыслящие люди:
- воспринимают и обрабатывают информацию;
- ставят цели и строят прогнозы;
- решают проблемы;
- применяют свои знания и навыки в жизни;
- контролируют свои эмоции;
- терпимо относятся к точкам зрения, отличных от их собственных взглядов;
- рефлексируют.
Интеллект человека определяется высоким уровнем логического мышления. Поэтому так необходимо научить детей анализировать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Математика способствует развитию мышления, особенно логического.
Формы и приемы могут быть различны:
- задачи на смекалку;
- задачи-шутки;
- числовые фигуры;
- задачи с геометрическим содержанием;
- логические упражнения со словами;
- математические игры и фокусы;
- кроссворды, ребусы;
- комбинаторные задачи и так далее.