Вопрос методисту: Как преподавать английский ученикам с нарушениями речи

Вопрос звучит так:
Каждый раз чувствую себя в тупике: с одной стороны, я всего лишь преподаватель иностранного языка, в мои обязанности не входит диагностика и помощь с такими нарушениями, с другой стороны, родители не всегда готовы прислушаться к моим рекомендациям обратиться к специалистам.
Кроме того, такие ситуации бывают и со взрослыми учениками. Как мне поступать?
Преподавателю английского языка зачастую приходится быть не только учителем, но и психологом, наставником, потому что иностранный язык — это средство общения. Мы не обязаны решать общие трудности в обучении, для этого существуют специалисты, однако именно эти проблемы ведут к низкой мотивации студентов, медленному прогрессу в овладении иностранным языком.
Я работала со взрослой ученицей с дислексией, при этом о диагнозе ученица предпочла не рассказывать. Мне потребовалось время, чтобы понять, в чем причина трудностей. Теперь рекомендую всем преподавателям обязательно спрашивать студентов, в чем могут быть причины проблем.
Со взрослым студентом поговорите в конце урока, спросив:
• что ученику кажется наиболее сложным на занятии;
• возникают ли трудности с чтением, написанием или произнесением слов, в формулировании мысли;
• в чем может быть причина трудностей.
Сейчас я активно изучаю тему нарушений в речи, смотрю вебинары и читаю статьи на эту тему. Если вы хотите помочь вашим студентам преодолеть трудности, рекомендую вам искать блоги нейропсихологов и задавать вопросы специалистам, включать в языковые упражнения и упражнения из области психологии, например, связанные с развитием моторики или быстроты реакции.
Если вы хотите глубже погрузиться в тему нейропсихологии, то в этом могут помочь монографии известных ученых:
- Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста
- Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе
Примеры из опыта преподавателей:
Мы также провели опрос среди преподавателей школы Skyeng, который показал, что 9 из 10 преподавателей сталкиваются с трудностями обучения не только детей, но и взрослых учеников. Репетиторы поделись опытом решения проблем.
У меня есть одна взрослая ученица с дислексией. Мы занимаемся уже почти два года, и я заметила, что если она устала, много работала в этот день или разочарована, то проблема обостряется. По словам студентки, для нее нет разницы между Саратовом и Самарой. Кроме того, она нередко заменяет слова и путает буквы. Я стараюсь отвлекать ученицу от усталости и создавать ситуацию успеха, подбирая задания, которые ее мотивируют и которые получаются. Как только студентка чувствует себя комфортно, проблемы с дислексией ослабевают.
Несколько лет назад у меня проходила реабилитацию взрослая ученица с дислексией. В тот момент я действительно не понимала, что делать, поэтому стала читать нейропсихологические блоги, где узнала, что при дислексии и дисграфии необходимо работать с компенсаторным механизмом. Например, люди с дисграфией хорошо воспринимаются на слух, запоминают.
Мы занимались грамматикой английского языка на продвинутом уровне. Приходилось тратить около трех часов на подготовку одного урока с ней, когда я в среднем трачу 15 минут. Я старалась использовать минимум текста, большие буквы и цифры, если приходилось писать что-то. Больше советов мне удалось почерпнуть в статье в блоге Skyteach о дисграфии и дислексии:
Преподавателю, столкнувшемуся с такими проблемами, я бы рекомендовала оценить ситуацию и определить порядок работы: если это ребенок или подросток, то поговорить с родителями и постараться убедить в необходимости занятий со специалистом, а если взрослый, то специально подбирать программу, основываясь на рекомендациях нейропсихологов.
Каждый специалист, который занимается обучением детей или взрослых, сталкивается с так называемыми трудностями обучения.
Самые частые трудности обучения:
- слабая концентрация внимания, быстрая утомляемость;
- пропуск букв, угадывающее чтение;
- трудности с запоминанием и пересказом прочитанного текста;
- зеркальность букв, трудности ориентировки на листе бумаги, усвоений образа букв;
- повторение элементов букв, цифр, символов;
- пропуск точек, запятых, начало предложений с маленькой буквы;
- смешение близких по звучанию букв (з-с, б-п, д-т и др.);
- нарушение порядка букв в словах и др.
Кроме того, например, могут быть особенности речи при РАС и СДВГ, хотя сам диагноз не обязательно предполагает такие нарушения. Часто нарушается именно коммуникативная сторона речи — возможность общения. Могут быть эхолалии (повторение слов, предложений), ускорение или замедление темпа речи.
Если вы как преподаватель заметили подобные трудности у ребенка, то лучше сказать об этом родителю сразу и направить на консультацию к нейропсихологу, логопеду или дефектологу. Они определят, нужна ли помощь медицинских специалистов (например, невролога).
Ваша задача как преподавателя постараться направить родителей или взрослого ученика к более узкому специалисту. Объясните, почему вы считаете, что человеку нужна сторонняя помощь. Старайтесь не использовать слова: нарушение, отклонение, ненормальный. Лучше говорить «трудности», «затруднения», «особенности восприятия». Помните, что если вы тревожитесь о том, как работать с подобными трудностями, то родителям или взрослому человеку еще тревожнее.
Рекомендую прочесть Пособие для педагогов. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения, в которой предложена классификация нарушений речи и перечислены основные ошибки, которые может допустить учащийся.