Вопрос методисту: Что делать, если ученик быстро забывает лексику?
Вопрос звучит так:
Ученик неплохо осваивает новую лексику на уроке, но очень быстро забывает ее. Через несколько дней словно и не учил ничего. Что может помочь?
К сожалению, новая лексика часто вылетает из памяти студентов, и эта проблема относится к разряду «вечных». В статьях Skyteach мы неоднократно затрагивали тему того, как помочь запомнить новые языковые единицы. Вы можете прочитать материалы и почерпнуть для себя что-то полезное:
На мой взгляд, нужно предлагать современные варианты запоминания лексики. Я рекомендую использовать Quizlet. Другой полезный инструмент — мнемотехники, например, цветовая палитра.
По аналогии можно отмечать разными цветами слова по теме Animals and Pets: зеленым — животных леса, голубым — подводных обитателей, а оранжевым (цвет тепла и уюта) — домашних.
Другой отличный способ запомнить лексические единицы для детей — рисование. Предложите ученику разнообразные задания: проиллюстрировать новые слова, восстановить картинку по тексту, дорисовать элементы на заготовке и т.д.
Вы можете бесплатно скачать шаблон для задания:
Даже раскраски можно использовать с пользой для запоминания лексики. На этом сайте собраны раскраски на английском языке. Кроме этого, для отработки лексических единиц с детьми хорошо подойдут палочки Кюизенера, а всем, кто глубоко интересуется темой запоминания лексики, рекомендую подробнее изучить методику Пимслера.
Примеры из опыта преподавателей:
То, что ученик забывает новую лексику, — вполне закономерное явление: так устроена наша память. Если информацию не использовать, то мозг не будет ее хранить. Поэтому сначала нужно разобраться, насколько актуальна эта лексика, нужна ли она ученику, будет ли он ей пользоваться в рамках своей цели изучения английского.
Второй момент: для выведения лексической единицы в актив ее недостаточно один раз изучить на уроке. Например, мы разобрали слово со студентом на уроке, посмотрели его значение, увидели, как использовать его в контексте, с чем оно сочетается грамматически. Возможно, ученик обратился к переводу на русский, а затем составил собственный пример использования слова.
Советую на занятиях регулярно делать задания на повторение лексики из прошлых уроков и пробовать игры, в которых используются новые слова.
Еще очень рекомендую изучить, как работает память и происходит запоминание информации, и пользоваться «магическим числом Миллера», когда планируете вводить новую лексику. Эта закономерность, выявленная американским психологом, заключается в том, что человек не может запомнить более 7 (+- 2) элементов за один раз. Для преподавателя английского это значит, что нет смысла брать 20 новых слов за один урок.
Чтобы помочь ученикам не забыть слова, я всегда обращаюсь к новой лексике в конце урока. На образовательной платформе нашей школы для этого есть страницы “Discuss“ или “What I can do“.
На последующих занятиях мы проводим диктанты с уже изученными языковыми единицами. Если обычный школьный диктант ученики, как правило, пишут под диктовку, то на онлайн-диктанте перед нами открывается масса возможностей провести его необычно: это и слайды с картинками, и анаграммы.
Меняйте формат диктанта, чтобы учащиеся не воспринимали его как что-то скучное. Как только один способ надоедает, берите другой.
Если вы занимаетесь английским со взрослыми учениками, в этой статье вы найдете топ-10 диктантов для отработки лексики.
Опыт методиста
Это частая проблема: на уроке ученик отлично понимает значение слов и фраз, безошибочно выполняет лексические упражнения и использует их в предложенных заданиях на говорение, но через несколько дней уже не может самостоятельно вызвать в памяти нужные лексические единицы.
Как организовать работу так, чтобы лексика запоминалась:
1. Связывайте материал с целями ученика
Рассказывайте, как и когда в реальной жизни он применит лексические единицы, какие проблемы сможет решить. Если студент понимает, что материал действительно важен, он быстрее его запомнит.
В обучающих курсах лексические единицы чаще всего предлагают в контексте определенной темы. Вы можете поступить так же и дополнить материал контекстом, который соотносится с целями студента.
2. Опирайтесь на имеющиеся знания учащегося
Важно, чтобы лексическая единица, которую вы изучаете на уроке, заняла свое место в индивидуальном семантическом поле ученика. Студент должен понимать, к какой категории слов она относится, какие синонимы и антонимы можно подобрать, к каким тематикам она подходит.
Для этого важно актуализировать уже имеющиеся знания по смежной теме и «встроить» в них это слово.
3. Используйте разные методы введения лексики
Задействуйте аудиовизуальную память ученика. Предлагайте яркие картинки к слову или предложению. Возможно, строка из известной песни с нужным словом или фразой, которую студент слышал много раз (и послушает еще, после того как вы напомните о ней) позволит учащемуся запомнить нужную фразу.
Мнемотехнические техники тоже бывают очень полезными. Например: obstinate — упрямый человек, которому все как об стенку горох.
4. Просите студента повторять лексику
Посоветуйте приложения для изучения слов. Например, в приложении, которым пользуются ученики Skyeng, выученные слова предлагаются для повторения регулярно в соответствии с кривой забывания Эббингауза.
Еще можно поискать новые контексты с нужными словами: статьи, короткие видео, новости. Студент должен еще раз встретить слово в новом контексте, чтобы запомнить его.
В этом случае можно иногда просить студента повторить сказанное, но использовать лексику, которую вы уже изучили.
Важно именно усилие ученика: вы напомните ему о том, что можно использовать определенную фразу, но составить предложение с ней он должен сам. Это позволяет запомнить лексические единицы так, чтобы в будущем легко вызывать их из памяти.
5. Не перегружайте ученика лексикой
Не давайте больше 10 слов или фраз за одно занятие — большой список в словаре может демотивировать. Реальнее всего давать от 5 до 9 лексических единиц.
Продуктивных вам уроков!
Другие статьи из рубрики «Вопрос методисту»: