Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Помогите разобраться с проблемой. Есть ученица, девочка, учится в 6 классе и, как многие ученики, не любит грамматику, считает ее скучной, быстро устает и не доделывает упражнения. При этом правила знает, может рассказать, но часто делает ошибки в их применении. Чем помочь?

aleksei konobeev Skyteach
На вопрос отвечает Алексей Конобеев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков МПГУ, специалист Московского центра качества образования, ведущий эксперт Академии Минпросвещения РФ, главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе», консультант по образовательным проектам Skyeng

Мне кажется, эту проблему можно решить двумя способами. Разберем, что необходимо для этого сделать.

1. Сформировать определенный тип знания

В грамматике есть два знания:

  • нормативное: когда ученик знает правило, может его рассказать, 
  • процедурное: когда умеет использовать правило, при этом даже не обязательно помнит ли он его наизусть. 

Например, мы, преподаватели, не задумываясь о правилах, пишем и говорим, и только иногда случаются моменты, когда нам приходится что-то вспоминать. Обычно в таких случаях мы говорим, что «нашло какое-то затмение». 

Судя по тому, что ученица может процитировать правила, нормативные знания у нее сформированы. Здесь надо задуматься, понимает ли ученица не только букву, но и значение правила: какой смысл выражает то или иное грамматическое явление. Например, видит ли она, что выбор времен показывает, как описываемое действие относится к моменту говорения:

  • что Past Simple показывает действие, которое произошло когда-то, при этом не важно, когда точно,
  • что Past Continuous описывает действие, которое происходило в точно указанный момент.

И даже если ученица это знает, она может не понимать, к каким ситуациям из ее собственной жизни относятся эти времена и когда их использовать.

Я бы предложил поговорить с девочкой и попытаться «распределить» изученные времена по ее жизненным ситуациям, например:

  • Present Simple — рассказ о расписании уроков,
  • Present Continuous — разговор по телефону (Я не могу пойти гулять, я сейчас уроки делаю),
  • Present Perfect — ответ на вопрос (Ты сходила в магазин? Уроки сделала?) и т.д.

Думаю, ребенку будет интересно сопоставить имеющиеся знания с ситуациями из своей жизни. 

Идеи для подобного сопоставления можно взять в книге Т.Б. Клеметьевой Английская грамматика в диалогах на все времена.

2. Добавить в занятия грамматикой игровые упражнения

Сами по себе упражнения на подстановку или трансформацию довольно монотонны, а игровые приемы помогут сделать их интереснее, добавить эмоций. Это очень способствует запоминанию. 

Вот некоторые типы игр, которые могут пригодиться:

Части речи

Указываем часть речи и называем слово, например, существительное dog. Ученик в ответ называет существительное, которое начинается с последней буквы названного слова, — gate. Следующее имя существительное должно начинаться с буквы е и т.д. В эту игру можно играть и в паре, и со всем классом по цепочке.

The Alibi (Отработка Past Continuous)

На карточках пишем необычные и странные ситуации, например, pushing a dog in a pram, climbing through your bedroom window и т. д. Ученики по очереди вытягивают карточки.

You were seen… (ситуация из карточки). Explain what and why you were doing.

Ученики придумывают объяснения, таким образом примеряя на себя использование этого времени.

Описание истории прилагательным (Отработка Past Simple)

На карточках пишем прилагательные, которые описывают ситуации, например, surprising, shocking, sad, happy, scary и т.д. Ученики по очереди вытягивают карточки. Задача — рассказать о ситуации из жизни, соответствующей прилагательному на карточке. Остальные ученики отгадывают, какая это ситуация: удивительная, шокирующая, радостная и т.д.

Суеверия (Отработка If-clauses) 

Пишем в две колонки вразнобой начало и окончание суеверий из разных культур, например:

  • If you break a mirror… you will have seven years of bad luck.
  • If you open an umbrella in the house… you will have bad luck.
  • If you find a penny… you will have good luck. 

Задача учеников — объединить предложения, соединив начало и конец высказывания. 

После этого имеет смысл рассказать ученикам о происхождении суеверий (например, можно использовать статью 18 Superstitions from Around the World ) и обсудить, есть ли в каких-то суевериях рациональное зерно:

What will happen, if you walk under a ladder and it breaks or falls down?

Угадывание предмета (Отработка глагола Can)

Один игрок загадывает предмет из числа находящихся в комнате. Второй — задает вопросы с Can чтобы отгадать, что это за предмет, например, Can I eat it? Can I draw with it? и т.д. В качестве дополнительного условия можно ограничить количество вопросов или время, за которое нужно отгадать предмет.

Такие приемы позволяют не просто оживить урок и интересно провести время, а дают возможность ученикам «примерить» грамматику на себя, соотнести ее со своими жизненными ситуациями и интересами, со своим миром и, соответственно, не только лучше понять правила, но и научиться выражать тонкие оттенки смысла.

Другие статьи из рубрики Вопрос методисту:

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×