Джейми Оливер, Кира Найтли, Пикассо, Мухаммед Али, Том Круз, Билл Гейтс – что объединяет всех этих известных, успешных и неординарных личностей? Ответ прост: они – дислексики.
Многие преподаватели работают с детскими группами или индивидуально, и достаточно часто сталкиваются с разными проблемами в изучении языка детьми. У кого-то слабая память, кто-то крайне неусидчив, кто-то рассеян и забывает делать домашние задания. Но существует еще одна группа детей, которым нужно уделять особое и особенное внимание во время обучения английскому языку, – дислексики.
Важно сразу отметить, дислексия, по мнению исследователей, – это не нарушение способности читать при сохранении нормального интеллекта, а скорее иной способ восприятия мира, обработки полученной информации. Об этой физиологической особенности очень доступно говорит Салли Фарли в своей занимательной лекции. Также немаловажно, что дислексия сильно ассоциирована с синдромом дефицита внимания (Attention Deficit Disorder), и у около 20% дислексиков диагноз ADD.
Как же распознать на занятии ребенка, имеющего дислексию?
- Это очень креативные ученики с 3D мышлением, с преобладанием визуализированного способа восприятия информации;
- Дислексики переставляют буквы в словах и пропускают слова при чтении предложений;
- Некоторые жалуются на зрительный дискомфорт при чтении, такое как «наползают буквы одна на другую», «мерцают», «плывут» и т.п.;
- Сложности со списыванием/ копированием текста с доски;
- Могут казаться неорганизованными и рассеянными, забывчивыми;
- Медленно вспоминают информацию и находят нужное слово в памяти;
- Им сложно запомнить список, очередность слов (например, алфавит, месяца и т.д.);
- Быстро забывают выученную лексику;
- Испытывают сложности с определением частей слова, с вычленением корня слова;
- При чтении пропускают строчки, буквы, слова в тексте;
- По сравнению со сверстниками, нуждаются в намного большем времени для прочтения текста/предложения;
- Забывают о прочитанном тексте сразу после его прочтения;
- Мгновенно забывают услышанное;
- На слух испытывают сложности с определением длинных и кратких гласных, с вычленением отдельных звуков/ слогов в слове;
- В написании слов пропускают такие буквы, как ‘d’ ‘b’ ‘p’;
- Переставляют буквы местами;
- Имеют плохой почерк и плохо организованные мысли в собственных текстах;
- Записывают слова так, как их слышат.
Как преподаватель может помочь ученику-дислексику в изучении английского языка:
- Перед началом каждого урока проговаривайте, что будете изучать во время занятия;
- Всячески подбадривайте таких студентов, не злитесь и не ругайте их за медленность и рассеянность;
- Поскольку списывать с доски для учеников-дислексиков крайне сложно, подготовьте раздаточный материал;
- Используйте карты мыслей, картинки и другие визуализированные материалы;
- Четко формируйте инструкции, при необходимости, повторите их, затем продемонстрируйте на примере;
- Не подгоняйте студентов с ответами, им требуется больше времени на обдумывание, подготовьте вопросы для них заранее;
- В изучении вокабуляра разбивайте слова на слоги, рисуйте разные части слов разными словами, сопровождайте ассоциативными рисунками, отличный пример ниже;
Надеемся, статья будет полезна и практична. Советуем почитать еще здесь: Supporting Learners with Dyslexia in the ELT Classroom и здесь.
Спасибо, особенно буду учитывать пункт, где нельзя заставлять и прочитать вслух….
спасибо, очень полезно
Огромное СПАСИБО за Вашу статью! Мне, как маме ребёнка дислексика, на этапе осознания и познания, очень помогла информация в поиске путей решения!
Спасибо Нина. Очень ценный материал и подан в очень доступной и ясной форме.
Вы умничка!!!