Онлайн преподавание становится все более популярным, и с каждым месяцем все больше учителей пробуют себя в качестве онлайн педагогов. Чтобы успешно преподавать онлайн важно немного перестроиться. Как?
Сегодня делимся ошибками в преподавании онлайн и рассказываем, как их избежать.
Работа без гарнитуры / Работа в шумном помещении
В первую очередь важно правильно организовать свое рабочее место. При переходе в онлайн многие считают, что можно преподавать из уютного кафе, отеля, машины и т. д. Так оно и есть для наших учеников. Однако преподаватель должен иметь специально оборудованное место и соответствующую аппаратуру, чтобы провести занятие успешно. Очень важно находиться в тихом помещении и использовать гарнитуру. Вам ведь не хочется, чтобы ученики слышали, как ваши соседи ругаются за стеной или как ребенок звенит погремушкой в соседней комнате? Поэтому стоит отнестись к этому серьезно.
Совет
Работайте с гарнитурой (наушники + микрофон, микрофон желательно со встроенным шумодавом) в тихом помещении.
Внешний вид и фон
Немаловажной особенностью является расположение вас по отношению к камере и то, как вы выглядите. Преподавание онлайн возможно и позволяет немного расслабиться и сидеть не в каблуках, а тапочках-зайчиках, но в остальном важно оставаться профессионалом. Не очень приятным для ученика будет созерцать преподавателя, который только что встал с постели (что видно в камеру), по-быстрому собрал волосы (а ля super messy bun) и в камеру которого попадает вчерашняя коробка от пиццы, и пустые бутылки. Звучит гротескно? А бывает и такое!
Совет
Работайте с камерой, сидите на фоне однотонной стены, чтобы свет падал на вас, а не находился за вами (например, нельзя сидеть спиной к окну, иначе ученик не увидит вашего лица). Будьте опрятны, причесаны и собраны.
Отвлечение на другие дела
Вам было бы приятно, если бы ваш преподаватель во время урока переписывался вконтакте, проверял почту, отвечал на телефонные звонки, отвлекался на ребенка, мужа, курьера и т.д. на постоянной основе? Скорее всего, нет. 🙂 Ученик ожидает от вас полной вовлеченности и внимания.
Иногда действительно бывает необходимо открыть дверь забывшему ключи мужу или ответить на важный звонок. Однако такие вещи обычно известны заранее, а потому о них можно предупредить ученика. Кроме того, время, потраченное на эти отвлечения, желательно отработать, к примеру, задержавшись с учеником ненадолго. Отвлекаться на постоянной основе нельзя.
Совет
Оповестите всех домашних о своем расписании и не планируйте встреч, звонков и курьеров на время занятий. На время работы, отключайте соцсети, ставьте на беззвучный режим телефон, отключайте домофон и ставьте кирпичик на скайп. Если все-таки отвлечения не удается избежать, извинитесь и быстро решите вопрос, компенсируя потом данное отвлечение ученику.
Отсутствие системности
Когда переход в онлайн только начался, многие считали, что ученики ищут онлайн преподавателя, чтобы «поговорить», т.е. для разговорного курса, на разные темы. С развитием отрасли онлайн-образования, запросы учеников перестали быть исключительно о «поговорить». Однако часто преподаватели совершают ошибку, когда работают на уроках с учениками на абсолютно разные темы, по разным материалам, без структуры, проверки знаний, контроля прогресса и т.д. К сожалению, это приводит к тому, что ученики перестают видеть свой прогресс и прекращают занятия.
Совет
В самом начале занятий с учеником, проведите диагностику целей и уровня и помогите ученику определиться с целью, если как таковой явной цели у него нет. Обговорите программу занятий и материалы с самого начала, чтобы студент знал, чего ожидать от уроков. Работайте над материалом систематически, отслеживайте прогресс и показывайте его студенту.
Неиспользование доступных ресурсов
Однажды я брала уроки испанского языка онлайн и преподаватель мне в камеру показывала карточки со словами, которые я плохо видела (было реально плохо видно и у меня зрение плохое). На мою просьбу слова прописать мне в чат, преподаватель (русскоязычный) ответила, что она не знает как на клавиатуре написать гласную с графическим ударением или N с тильдой, поэтому и показывает мне карточки. То же самое может происходить, когда преподаватель скидывает ученику файл, а ученик не может его открыть и на это уходит время, когда можно было просто сбросить ссылку на облако с этим файлом и работать оттуда.
Совет
Изучайте и совершенствуйте все доступные ресурсы, чтобы можно было идти по пути наименьшего сопротивления и помогать ученику. Чем проще и доступнее способ передачи информации, тем лучше. Если нет онлайн-доски под рукой, всегда можно материал прописать в чат (выучите расположение всех необходимых символов на клавиатуре). Вместо бесконечных файликов готовьте ссылку на облако и делитесь ей во время урока и т. д.
Теперь вы знаете, что нежелательно делать, преподавая онлайн. Учитесь на ошибках других, чтобы ваш переход в онлайн был как можно более плавный и безболезненный.
Ждем ваших вопросов в комментариях!
Очень полезная статья. Спасибо, Александра!) Осталось только Облаком научиться пользоваться)
Что такое ссылка на облако? Я не поняла, извините…
Облачное хранилище данных https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85
Все правильно написано…Но есть такие нюансы..меня окружают ..кошки..дети уже привыкли))))
Статья ни о чем…
Может быть Вам и ни о чем. Однако, имея огромный опыт работы онлайн и общаясь с разными преподавателями, слышала и видела и не такие примеры, что привела в статье. Я с Вами согласна, это элементарные правила этикета и общения онлайн. Тем не менее ошибки такого рода допускаются, поэтому и была написана данная статья, в помощь начинающим.
Саша, мне б твоя статья попалась 8 лет назад, когда я только начинала. А то я ошибок наделала, рассказывала об этом в трансляции на Перископе!
У меня из страшного было только то, что один студент слышал птичек за окном и его это сильно раздражало. После этого сразу накопила на наушники с шумодавом первые.
А еще один раз гостила у родителей и вела урок в комнате, но с открытой дверью. Никто не шумел, но маме приспичило помыть полы во всей вартире и она и в комнату во время урока зашла)) Ученик не увидел, .но мне было некомфортно. В общем теперь всегда дверь закрыта на замок)) Летом даже окно акрываю на время урока, задыхаюсь, но только чтобы ученику ничего не шумело.
У меня похуже было. Включилась камера в скайпе когда я была в халате, без макияжа и с мокрыми торчащими волосами. После этого всегда в форме.
))))
Как птички за окном могут раздражать?) оО
Наталья, представьте себе, попался вот такой птицененавистник. Но он у меня долго не продержался)) Наверное, я и мои птички — плохая комбинация))
Александра подскажите пожалуйста что же лучше выбрать : купить гарнитуру с шумоподавлением или отдельно наушники и микрофон?
Отдельный микрофон слишком чувствительный к звукам (записывать будет даже естественный гул помещения и шум компьютера), он больше подходит для тех, кто видео и подкасты записывает, потому что аудио потом проходит постобработку и все эти шумы убираются. А уроки — это прямая трансляция так сказать. Мне кажется, что лучше гарнитура со встроенным шумодавом. Я уже вторыми такими пользуюсь и звук отличный. Моя любимая фирма — Sennheiser.
Спасибо за совет, никогда не пользовалась но читала что эта фирма считается лидером в производстве качественных наушников, а какой именно моделью вы пользуетесь? (я так поняла что модели дешевле 5-6000 р будут скажем качеством ниже среднего.)
Елена, я покупала не самую дешевую модель, скажем так. https://www.amazon.com/Sennheiser-PC-310-Gaming-Headset/dp/B0087ZMATE Но они оказались не самыми удобными (у меня очки, и мне наушники на дужки давят, если сидеть долго, то устаешь). Зато звук идеальный!
на yandex market эта модель выставлена по вполне божеской цене 2 480 р. Но у меня пардон шарабан большой)) и да я очки тоже ношу и уже по модели вижу что она на мелкоголовых , я вообще хочу с продолговатым типом амбушеров, уши тоже большие))))