Все ученики требуют индивидуального подхода. Чаще всего к преподавателям английского языка приходят с определенной целью, для достижения которой люди готовы платить деньги и тратить время. Поэтому, чтобы обучать эффективно, мотивировать студентов и оправдать их ожидания, необходимо провести анализ потребностей учеников перед началом планирования курса.
Для чего проводить анализ потребностей
В 1980-90 годах лингвисты Нанан, Ричардс и Бриндли пришли к выводу, что для разработки программы обучения необходимо собрать данные об учениках. В отечественную методику необходимость анализа потребностей пришла значительно позже.
Знание индивидуальных языковых особенностей учащихся помогает спланировать или скорректировать программу, отобрать материалы или адаптировать основной учебник, выбрать уместные подходы и техники. Кстати, к выбору дополнительных пособий, разработок и заданий можно привлекать учащихся, начиная со старшего подросткового возраста. Это их очень мотивирует.
Также, когда студенты осознают свои особенности, четко видят цель и знают как именно они хотят учить язык, они становятся более самостоятельными, ответственными и мотивированными.
Какие данные об учениках необходимо собрать
- цели обучения;
- насколько равномерно развиты основные навыки;
- предыдущий опыт изучения языка;
- стиль обучения;
- предпочтения в обучении.
Выяснять потребности можно в течении нескольких первых уроков, а развернутые задания дать на дом. При этом важно объяснить подопечным для чего это нужно.
Какие есть способы анализа потребностей
1). Индивидуальная беседа — самый эффективный способ при обучении один на один. Лучше провести разговор на родном языке, если уровень студента ниже Intermediate. Примеры вопросов:
- Изучали ли английский ранее? Где и как?
- Где планируете использовать английский?
- Какие сложности возникали при использовании английского ранее?
- Каким навыкам хотите уделить больше всего внимания?
- Каким образом лучше всего запоминаете информацию?
- Какое количество домашнего задания готовы выполнять? (для взрослых)
2). Групповая дискуссия или брейншторм подойдет для мини группы, в которой люди знакомы друг с другом, близки по интересам и чувствуют себя расслабленно. В обсуждении удобно выяснить запросы, предпочтения, планы, принять совместное решение и придумать как его внедрять. Для наглядности главные идеи записываются на доску или виртуальную доску.
3). Обсуждение в парах позволяет комбинировать задание на говорение и обсуждение целей обучения. При этом ответы партнеров должны быть зафиксированы и переданы учителю.
Например,
Needs analysis with tense review questions. Put the questions into the right tenses:
— /you study at a private language school before? /your English improve much? Why/ why not?
— /you like English at school? Why/ why not?
— /you use or study English this week? If so, how?
— /your English improve much in the last twelve months? If so, how has it improved?
— How do you plan to use your English when you reach a higher level?
— /you go to many foreign countries? /you have any communication problems when you were there?
Источник: tefltastic.wordpress.com
4). Заполнение анкеты/опросника в форме открытых или закрытых вопросов, тестов, ранжирования. Такая форма сбора данных подойдет для группы, так как позволяет сэкономить время, является стандартизированной и удобной для обработки. Учитель может вернуться к записям в любое время и пересмотреть выбранный курс. Если вопросы открытые и требуют развернутого ответа для низких и средних уровней лучше использовать родной язык. Приводим примеры анкет:
Learner history questionnaire
Student’s name ……………………………………….. Date ………………………..
- How long have you been learning English? ………………………..
- Which other languages can you speak or write? ………………..
- Have you ever visited an English- speaking country? If yes, where? For how long?………..
- What did you mostly study and practise in your past lessons? Rank from most (=1) to least important.
- Conversation
- Grammar
- Learning vocabulary
- Listening
- Practice tests
- Reading
- Speaking
How would you evaluate your level in each of the following? (1= beginner 2 = intermediate 3 = advanced)
- Conversation
- Grammar
- Listening
- Reading
- Writing
- Pronunciation
- Vocabulary
What have you found most useful to you in your language learning?
Источник: Learning One-to-One © Cambridge University Press 2010
Такой опросник дополните утверждениями для выяснения целей. Например,
Полную версию развернутой анкеты скачаете здесь. Еще один пример мини-опросника найдете здесь.
Learning style questionnaire
Student’s name ………………….. Date …………………………
What is your preferred learning style?
I prefer to learn by …
- hearing examples and saying them aloud.
- drawing things on paper and organizing them in a chart or diagram.
- trying something out and then analysing what I’ve done.
When I learn a new grammar point …
- like to hear how it’s used in conversation.
- I like to see lots of examples first.
- I try to use it right away.
I remember new phrases best when I …
- repeat them several times.
- write them in my notebook.
- imagine myself using them in a situation.
If I went to an English- speaking country, I would most enjoy …
- hearing the language used in different contexts.
- seeing the language around me.
- trying to do things in the language.
If I don’t understand something, I will …
- ask the teacher to explain.
- try to show the teacher what I don’t understand.
- try to do the task over again.
For language learning, I would most enjoy …
- listening to music and the radio.
- looking at photographs or watching films.
- doing activities such as visiting a shop or a museum.
In my one-on-one lessons, I want to …
- learn by listening to real English.
- look at interesting materials.
- learn to be more interactive in my conversation.
Count up your answers. a) …………………b) ………………. c) ………………..
Mostly a) s = auditory learning style; mostly b) s = visual learning style; mostly c) s = kinesthetic learning style. Most people have a blend of learning styles.
Источник: Learning One-to-One © Cambridge University Press 2010
5). Наблюдение за учащимися помогает понять предпочтения, стиль обучения, слабые и сильные стороны. Уместно продолжать наблюдение даже после заполнения анкеты, если необходимо подтвердить и дополнить информацию
6). Для анализа потребностей также подойдет написание эссе в свободной форме. Однако, для педагога такая форма неудобна, так как отнимает много времени. И любителей писать сочинения не так уж много.
Комбинируйте несколько способов анализа потребностей. Чем больше информации соберете, тем легче найти подход к ученикам, сделать уроки интересными и продуктивными.