Иногда ученики послушно читают все материалы учебника вслух, но когда нужно поговорить на иностранном языке, они растерянно молчат. Что нужно для общения? Спрашивать и отвечать. Именно поэтому самый важный инструмент преподавателя для создания аутентичной беседы на уроке — это разные типы вопросов.
Display and referential questions
Классический display question — работа с картинками: “What is it?” Ответ на этот вопрос ученик и учитель знают, но он действительно нужен, потому что помогает проверить, какая лексика уже известна студенту.
Далее логично поддержать беседу и задать referential questions, ответы на которые преподавателю неизвестны.
Пример:
— What is it?
— It’s a guitar.
— Can you play the guitar?
— No, I can’t.
— Would you like to learn how to play the guitar?
— Yes, I would.
— Why would you like to learn how to play the guitar?
Такой диалог поможет отработать лексику, а между учителем и учеником случится разговор, который вполне может произойти в реальной жизни.
Closed and open-ended questions
Отличный пример closed question: “Have you ever been to London?” Варианты ответов на него довольно легко предсказать: “Yes, I have”, “No, I haven’t”. К этому же типу можно отнести вопросы, связанные с общеизвестными фактами:
Примеры: “What is the capital of England?”, “Where are the kangaroos found?”
Ответы на вопросы типа open-ended мы предсказать не можем.
Примеры: “When were you in London?”, “Where did you stay in London?”, “What did you like the most about London?”.
В реальной жизни мы задаем уточняющие вопросы, потому что хотим восполнить недостаток информации (information gap). На уроке такие вопросы помогают не только имитировать беседу с иностранцем, но также отработать необходимый лексический и грамматический материал.
Context and affect questions
Это типы вопросов для работы с каким-нибудь контентом: текстом, аудио или видео. Context questions помогают нам проверить, что ученик правильно понял предложенный материал.
Примеры: “Where did the main character go in the beginning of the story?”, “Who did the main character meet?”, “Why did he decide to visit his best friend?”.
Для ответа на такие вопросы ученики просто передают содержание видео или аудио.
В реальной жизни, когда рассказываем друзьям о прочитанной книге или просмотренном фильме, мы обычно не просто пересказываем сюжет, но и делимся своими впечатлениями. Поэтому наша задача как преподавателей — научить ученика делать то же самое на английском языке. Для этого мы используем affect questions.
Примеры: “Would you do the same as the main character? Why? Why not?”, “Do you agree with the main character’s opinion? Why? Why not?”, “What would you do if you were the main character?”.
Эти вопросы относятся к контенту, но в то же время подразумевают личное мнение ученика, его точку зрения на происходящее.
High-order thinking tasks
По таксономии Блума задания на говорение можно разделить на low-order thinking tasks and high-order thinking tasks. К первому типу относятся задания, в которых ученику нужно вспомнить, понять или применить уже имеющуюся информацию. Ко второму относятся задания, которые подразумевают создание новой информации, оценку или анализ существующей.
High-order thinking tasks не подойдут для учеников с очень низким уровнем языка.
Рассмотрим на примере. Представим, что у нас есть ученик уровня Elementary.
- “Do you have a cat?” — вопрос соответствует уровню ученика и относится к low-order thinking task. Чтобы на него ответить, ученику достаточно вспомнить информацию.
- “Do you love your cat?” — вопрос того же уровня Elementary, немного сложнее с точки зрения мыслительной деятельности. Ученику нужно подумать, любит ли он кота, проанализировать эмоции.
- “Why do you love your cat?” — ответ на этот вопрос требует анализа своих чувств и развернутого ответа, который возможен только с неплохим словарным запасом.
Пример для более высокого уровня — задание из письменной части IELTS, где нужно описать графики или диаграммы. Если ученик просто описывает то, что видит на графиках — это low-order thinking tasks. А если прослеживает зависимость данных одного графика от другого, то high-order thinking task.
Conclusion
Чтобы создать на уроке беседу, максимально приближенную к реальной жизни, нужно в первую очередь учитывать цели ученика и урока, а также обязательно принять во внимание уровень языка. Со студентами с хорошим знанием языка легче построить спонтанную беседу. С учениками низких уровней следует перед уроком набросать вопросы с грамматикой и лексикой, которая им знакома.
Для повышения качества говорения ученика знать названия типов вопросов необязательно. Нужно умело комбинировать их на уроках, чтобы мотивировать ученика к говорению.