Если вас беспокоит, что думают ученики о ваших уроках, попросите у них отзыв. При работе тет-а-тет можно просто задать вопрос, а с группой важно взять обратную связь весело и ненавязчиво. Я расскажу, какие упражнения лучше всего подойдут для этого и как их провести.
Как организовать работу с обратной связью в классе
1. Выберите для себя стратегию. В первую очередь нужно решить, когда и для чего вы будете собирать обратную связь. Например:
- в начале, в середине и в конце учебного года, чтобы уточнить впечатления от курса, который вы проходите;
- после прохождения модуля, чтобы узнать мнение учеников по модулю и отдельным юнитам;
- после урока;
- после определенного задания;
- по требованию или желанию учеников.
2. Обсудите правила, по которым ученики будут давать обратную связь. Прежде чем начинать работать, поделитесь общими правилами.
Важно:
- не грубить и общаться вежливо;
- отвечать на вопросы развернуто и четко; если не знаешь что ответить, то лучше так и написать;
- стараться не только критиковать, но и предлагать улучшения;
- быть честным, не бояться выражать мысли, даже если они содержат критику.
Предложите ученикам дополнить список и поделиться идеями, как бы они хотели получать обратную связь от учителей или одноклассников. Главное на этом этапе — создать атмосферу доверия.
3. Сделайте задание коротким, чтобы поддерживать интерес. Не стоит включать в задние очень много вопросов. Вы можете что-то уточнять по ходу задания, чтобы вовлечь в разговор, но не усложняйте. Ваша задача — получить конструктивную обратную связь, а не быстрые ответы на сто вопросов. Также решайте по ситуации и уровню учеников, стоит делать опрос на английском или на русском языке.
4. Поблагодарите учеников. После задания поблагодарите студентов за, то что они делятся с вами мнением, и проведите анализ ответов. Покажите, что это было не впустую: вы слышите и читаете все, чем они делятся. Выделите конкретные идеи, которые вам понравились, и поделитесь ими с классом.
Игровые задания для обратной связи в классе
Ладошка
Для кого: для младших классов.
Предложите ученикам обвести свою ладонь на листе A4. Затем объясните, что для каждого пальчика есть своя фраза, которую нужно закончить:
- большой палец — мое настроение;
- указательный — мне было трудно;
- средний — мне понравилось;
- безымянный — мне не понравилось;
- мизинец — я выучил.
Когда ученики закончат задание, обсудите ответы. Или можно сделать вопрос анонимным.
Дерево
Для кого: для всех возрастов.
На ватмане нарисуйте дерево или распечатайте готовый рисунок. Каждому ученику дайте по три стикера разных цветов. На одном стикере попросите написать, что им понравилось, на втором — что не понравилось, а на третьем — как улучшить занятия. Наверху дерева ученики клеят первые стикеры, на стволе дерева — вторые и у корней — третьи.
Для ребят постарше можно сделать просто таблицу из трех колонок. Когда задание будет закончено, повесьте рисунок в классе на видном месте.
Также можно предложить ученикам по желанию клеить стикеры в домашней или контрольной работе, если они хотят сказать вам что-то сейчас, а не ждать следующего опроса.
Пары
Для кого: для средней школы и выше.
Попросите учеников поработать в парах. Раздайте листочки, на которых будут вопросы и поля для заполнения. Ученики задают друг другу вопросы и записывают ответы собеседника. Параллельно ученики могут обсудить и подумать, что можно улучшить в уроках. В конце задания предложите нескольким ученикам поделиться впечатлениями и соберите заполненные листки, чтобы сделать детальный анализ.
Рандомный выбор
Для кого: для средней школы и выше.
На уроке воспользуйтесь рандомайзером, чтобы вызывать учеников к доске. Дайте ученику список вопросов и попросите их прочитать. Ученик задает вопрос классу и записывает основные идеи из ответов на доске. В таком формате будет работать весь класс, а студенты смогут по очереди побыть в роли ведущего.
Для работы можно использовать сайт-рандомайзер Wheel of names
Шляпа
Для кого: для всех возрастов.
Такое задание лучше делать в конце учебного года или перед сезонными каникулами. Раздайте ученикам три листочка и предложите написать ответы на вопросы:
- Что забираешь с собой на лето из уроков английского?
- Что тебе понравилось?
- Что ты хотел бы поменять или добавить?
Потом ученики складывают листочки в шляпу или кепку. Затем вытащите несколько бумажек и обсудите то, что написано, спросите мнение всего класса. Но не уточняйте, кто именно это написал.
Форма
Для кого: для старших классов.
Последний и самый простой способ — дать на дом опрос. Пример такого опроса можно скачать в формате pdf. Его можно использовать в конце года и для подведения итогов курса. Попросите учеников заполнить опрос от руки или в электронном виде.
Большинство заданий универсальны, так как их можно подстроить под себя: добавить вопросы, которые интересуют именно вас, сделать на английском или русском, дать задание в определенный момент или растянуть на год, чтобы ученики его выполняли, когда появится желание. Все на ваш выбор. Главное — получить обратную связь, чтобы более продуктивно и комфортно работать с учениками в дальнейшем.
А как вы получаете обратную связь от класса?