Интенсивное чтение — это вид учебного чтения, предполагающий умение точно понимать содержание текста и преодолевать трудности при извлечении из текста нужной информации. Такое чтение сопровождается выполнением предтекстовых и притекстовых упражнений. Intensive reading отличается от extensive тем, что именно благодаря ему формируются навыки чтения. Подробнее об обоих типах можно прочитать в этой статье, а сегодня мы расскажем о том, как эффективно построить работу над текстом на уроке.
О чем стоит помнить при планировании урока
- Не спешить
Если ваша цель — помочь ученику развить навыки чтения, на работу над тестом важно отводить достаточное количество времени. Беглого прочтения текста один раз недостаточно, чтобы эффективно над ним поработать. Расписывая поминутный план урока:
- Учитывайте, что ученику нужно будет прочитать текст как минимум два раза.
- Посчитайте, сколько примерно времени ученику потребуется на выполнение каждого задания, учитывая его темп работы.
- Постарайтесь предугадать, с чем у ученика могут возникнуть сложности, и чему нужно будет уделить дополнительное время (например, работа с незнакомыми для ученика конструкциями, которые могут препятствовать пониманию прочитанного).
- Правильно выбирать
Важно, чтобы текст подходил ученику по уровню сложности — не был слишком сложным или слишком простым. Желательно, чтобы тема была также интересна студенту. Подбирая материал для урока, проверьте себя по чек-листу:
- Много ли в тексте грамматических конструкций, с которыми ученик еще не знаком?
- Даже если конструкция незнакома, будет ли понятен смысл фразы, в которой она употребляется?
- Много ли в тексте выражений, которых студент еще не знает?
- Будут ли препятствовать незнакомые слова пониманию?
- Актуальна ли эта тема для студента?
- Легко ли будет вам заинтересовать ученика темой текста?
- Планировать
Просто прочитать текст и ответить на пару вопросов после него недостаточно.
Существует три этапа работы с текстом:
- Предтекстовый (Pre-reading),
- Текстовый (While-reading),
- Послетекстовый (Post-reading).
Во время первого этапа мы формулируем речевую задачу для первого прочтения, стараемся мотивировать ученика к чтению и заинтересовать темой, а также стараемся предотвратить трудности, связанные с содержанием текста. Во время второго — проверяем, насколько развиты различные навыки чтения у студента (может ли выделить основную мысль, быстро найти какие-то конкретные данные в тексте, и т.д.) и продолжаем их развивать. А третий этап помогает проанализировать прочитанное, а также использовать ситуацию текста для последующей практики в устной или письменной речи.
Задания для каждого из этапов лучше продумать и распланировать заранее, до урока.
Какие упражнения использовать
Для удобства разделим примеры упражнений на категории по этапам работы над текстом.
- Pre-reading stage
До чтения можно выполнить такие задания:
— Look at the title
Просим ученика прочитать заголовок текста. По заголовку можно попросить студента определить тематику текста и подумать над тем, какие проблемы в нем могут подниматься.
— Picture story
Находим несколько иллюстраций к истории, которую ученик будет читать. Располагаем картинки в том порядке, в котором события происходят в истории. Просим ученика угадать, о чем будет текст — составить свою историю. После первого прочтения текста можно будет обсудить, что студент угадал, а что — нет.
— Associations
Если нам известен автор текста, можно использовать ассоциации, связанные с ним: спросить у ученика, что он знает об этом человеке, читал ли его произведения, где и в какое время может происходить действие истории, и т.д.
- While-reading stage
Во время этого этапа важно правильно разделить задания по уровню сложности: какие будут выполняться после первого чтения, а какие — после второго. Для reading for gist подойдут общие вопросы: в общих чертах, о чем статья, угадал ли студент тематику текста, и т.д. Для reading for detail — вопросы, для ответа на которые ученик должен продемонстрировать более глубокое понимание текста. Примеры заданий для reading for detail:
— Reorganize the text.
Делим текст на параграфы и перемешиваем их. Задача ученика — расставить параграфы в правильном порядке.
— Find a mistake!
Выбираем из текста несколько предложений и делаем в них ошибки (не грамматические, а ошибки, связанные с содержанием текста). Задача ученика — найти и исправить ошибки.
— Do you remember?
Выписываем несколько предложений и несколько дат или имен собственных и просим ученика вспомнить, какие предложения относятся к какой дате или имени.
- Post-reading stage
— Retell
Просим ученика пересказать текст. Если повествование в книге ведется от первого лица, можно попросить ученика пересказать от третьего, и наоборот. Подойдет в качестве дополнительной практики с учениками, которые путаются в окончаниях Present Simple. Можно также попросить ученика представить, как эту же историю рассказал бы другой герой книги. Другой вариант: история попала в выпуск новостей, а студент — репортер и ему нужно не просто пересказать сюжет, но представить его в виде новости.
— Think differently!
Выбираем (или предлагаем ученику выбрать) 3 ключевых события из текста и рассказать, как бы он себя повел в этих ситуациях, и как бы это повлияло на дальнейшее развитие событий истории. Отлично подойдет для практики Unreal Conditionals.
— What’s next?
Предлагаем ученику продолжить историю: Что произойдет с героями дальше? О чем может быть вторая часть книги? Отлично подойдет для повторения форм будущего времени.
Больше информации об основных навыках чтения читайте в статье. А если вы в поисках дополнительных ресурсов с интересными текстами для чтения на уроке, сохраните в закладки: