Освоив базовые знания лексики и грамматики переходим на следующий уровень — связывание слов в предложении. Связующие обороты речи (discourse markers) делают речь более естественной и придают беглости, поэтому пригодятся чтобы:
- произвести впечатление более высокого уровня языка, например, на собеседовании;
- выиграть немного времени на обдумывание мысли и формулировку высказывания;
- провести бизнес презентацию или выступить с докладом;
- успешно пройти устную часть экзамена и так далее.
Что такое слова-связки?
Michael Swan в Practical English Usage пишет о связующих оборотах ‘they can show the connection between what a speaker is saying and what has already been said or what is going to be said’.
Пример ментальной карты на основе категорий, выделенных Своном.
Источник: Michael Swan Practical English Usage.
Как мотивировать учащихся употреблять слова-связки?
Покажите пример
Используйте слова-связки. Ученики, особенно средних и высоких уровней, подмечают особенности речи преподавателя и даже стараются имитировать выражения.
Показывайте примеры употребления не только формальных оборотов, но и разговорных филлеров. Например, sort of; so,in a nutshell; well, take the case of..; well then,…; I bet…, basically; literally; actually. Они делают речь более “живой”.
Помогите «заметить» фразы в тексте или видео
Покажите пример использования линкеров в аутентичных источниках: статьях, новостях, сериалах. Например,
For as long as I could remember, I’d been fascinated by Komodo dragons, huge killer reptiles confined to a few remote islands. I knew it would take some work to get to them, so the dragons became our excuse for a little family adventure, our raison d’travel.
Of course, I got the dragon bit totally wrong and we’d soon learn that the other wildlife we’d encounter — the orangutans, the scops owls, the unjustly athletic gibbons and hypnotizing manta rays — was infinitely more interesting.
But perhaps the greatest discovery we made was within our own complicated species.
Раздайте статью студентам, пусть выделят 5-7 связующих оборотов в тексте и объяснят их значение. Затем составят несколько предложений о себе с использованием выделенных слов.
Создайте шпаргалки для разных ситуаций
Помогите учащимся упорядочить выражения и держать их перед глазами на уроке. Очень сложно вывести их из пассивного словаря в активный, поэтому постоянное напоминание увеличит шансы на употребление.
Если времени совсем мало, то дайте готовую таблицу или ментальную карту. Но как говорится, ‘no pain,no gain’. Поэтому лучше пусть “попотеют” и заполнят карту сами, выбирая выражений из списка.
Играйте в игры
Прежде чем переходить к употреблению в речи, дайте возможность закрепить фразы. Напечатайте ключевые слова-связки на карточках и раздайте студентам в парах или минигруппах.
Варианты заданий:
- угадайте категорию, например making things clear, similarity и так далее;
- вытяните 5 карт из стопки и составьте диалог;
- вытяни карту и назови синоним;
«Улучшайте» диалоги
Подберите простые диалоги и удалите из них discourse markers. Пусть ученики в парах добавят подходящие выражения. А затем проиграют ситуации.
Например, (в скобках возможные выражения)
K: (By the way) I want to start my own business after I graduate.
R: Really?
K: (In the first place) I need to have some money to get started. (Another thing is) I need to have a fresh idea.
R: Do you have any ideas?
K: (Actually) I’d like to sell healthy lunches to people in offices, (such as) sandwiches and salads.
R: (Well) Do you think it would be difficult to get started?
K: (In any case) I would need a good kitchen. (But) I wouldn’t have to have a car. (I mean) I could ise a bike.
R: (I guess it’s a) Good idea.
Диалог из Speak now 2 by Jack Richards.
Установите обязательное количество использований фраз
Ни один урок не обходится без заданий на говорение. В любом из них можно и нужно использовать линкеры. Установите, что в одном задании в речи студентов их должно быть не меньше 4-6. За количеством употреблений следит партнер, а на индивидуальных занятиях-преподаватель.
Например,
