Как преподаватель я уверена — всё, что изучается на уроке, обязательно пригодится в жизни. Если не для активного употребления, то хотя бы для пассивного словаря. Однако, взрослые студенты, которые оплачивают уроки и едва находят время в занятом расписании, хотят получить явную пользу и немедленно. Как учителю повысить практическую ценность каждого урока?
Способ 1: Показать как изучаемый материал решает проблему студента
Расскажите в каких именно сферах пригодится новая лексика. Также это должно быть связано с целями учащегося.
Например, изучаем общий английский со студенткой elementary, которая планирует путешествие по Европе. Любую изучаемую тему “привязываю” к ее цели:
В зависимости от темы, подводя итоги, я говорю: “Теперь Вы сможете…
Тема | Слова преподавателя |
Одежда и шоппинг | ….купить вещь в магазине |
Кафе | ….сделать заказ в кафе |
Числительные | …спросить и понять стоимость вещей |
Даты и время | …уточнить дату заезда и выезда в отеле |
Места в городе | … спросить как пройти к… |
Can/can’t/must | … понять что запрещено в этой стране. |
Шумные соседи | … пожаловаться на нарушителей порядка на ресепшене |
Способ 2: Сфокусироваться на “пробелах” студента
У студентки CAE проблемной частью является аудирование. Идём по программе, которую стараюсь персонализировать.
Например, короткие тексты-введения перед дискуссией озвучиваю с помощью специальной программы, например http://www.fromtexttospeech.com/
Голос получается, как у робота, но пусть привыкает к различной манере. Потому что на самом экзамене, когда в классе сидит 10 человек и много посторонних шумов, очень сложно, если ты привык к чистому звуку в наушниках.
Также, грамматические упражнения на контролируемую практику иногда заменяю устными. Например,
Listen and make the sentence more emphatic using cleft sentences:
T: I saw a bunch of flowers on my desk and I found it surprising.
S: What I found surprising is a bunch of flowers on my desk.
То есть ученица чувствует ценность урока потому, что отрабатываются ее слабые места, а не просто 100% шаблонная программа.
Способ 3: Использовать аутентичные материалы и задания
В учебнике New English File 3d edition изучается тема Online shopping. Попросите ученика (ов) выбрать на сайте подарок для друга (бюджет 20-60$) и прокомментировать шаги покупки: First, I need to create my account…. then I…. After that I add it to my basket….
Это задание демонстрирует сферу применения новой лексики и повышает мотивацию. Такое задание несложно составить самим или выбрать из файла Weblinks на сайте (необходима регистрация).
Давайте для обсуждения статьи из Интернета даже для низких и средних уровней. Учащемуся не обязательно понимать текст на 100%. Например, в этой статье много картинок и мало текста. А тема очень интересная для обсуждения и взята из реального источника повседневной жизни. При работе с подростками в классе используйте гаджеты и учащиеся будут понимать, что всё изучаемое связано с реальной жизнью.
Способ 4: Показать как изучаемый материал относится к жизни студента
Что интереснее: рассказать каким был незнакомый мужчина на фото в детстве или каким были вы? Учащемуся всегда интересно говорить о нём самом. Если он видит, что изучаемые фразы легко применить прямо сейчас, то стремление их выучить и запомнить будет выше.
Практически все pre-listening/reading и post-listening/reading задания можно связать c личным опытом: Have you ever had such a problem in your life? What would you do if you were (the main character’s name) ? Do you agree with…?
Любую грамматическую структуру можно вывести в речь и связать с жизнью учащегося:
past simple | Tell me about your last holiday |
past continuous | What were your colleagues doing when you came to your office today? |
be going to | Talk about your plans for summer |
present perfect continuous | Tell me about your hobby and how long you have been doing it |