Scrum доска – одна из самых гибких технологий, применяемых для визуализации групповой работы над проектами. Данная технология активно применяется в различных сферах современной жизни для четкой систематизации работы.

Scrum технология в обучении – это формат работы в группах, при котором учащиеся самостоятельно организуют свою работу по определенной теме с помощью scrum доски. Данная технология соответствуют требованиям ФГОС, в соответствии с которым учащиеся сами открывают для себя знания под руководством учителя-наставника. Такой подход кардинально отличается от традиционного формата обучения, где главным информационным источником является учитель, а каждый урок идет по определенному сценарию. Scrum же может применяться на лабораторных, контрольных работах по точным наукам, при изучении истории и иностранных языков.
Может показаться, что данная технология похожа на проектную работу, но главное отличие – это наличие четкой структуры организации самого процесса получения результата.
Организация процесса
Определяем тему, ставим основную цель и продумываем задачи, которые помогут эту цель достигнуть
Маршрутный лист для спринта – схема работы по теме. Спринт – серия уроков по теме. В маршрутном листе прописываем знания, умения и навыки, которые приобретает ученик; список теоретической литературы и практических заданий разного уровня сложности. Задания не расчитаны по таймингу урока, они систематизируются по приобретенному навыку, предоставляя ученикам выбор: какое количество упражнений на отработку навыка им необходимо сделать.
Делим учащихся на команды по 3-5 человек
Разделить на команды можно по желанию учащихся, если это возможно без каких-либо сложностей, как хочу/не хочу быть в команде. И возможно разделение учеников по списку.
Подготавливаем рабочий процесс и scrum доску
Учащиеся выбирают scrum мастера – ученика, контролирующего работу на scrum доске. Используемая доска может быть маркерной, меловой, магнитной или электронной, например, Trello.
Доска делится на три части:
- План (to do) – часть для стикеров с задачами. Одна задача – один стикер.
- В работе (in progress) – те задачи, над которыми работает данная группа. Учитель видит работу каждой из групп.
- Сделано (done) – выполненные командой задачи. Критерии выполнения оговариваются участниками команды заранее. Например: если хотя бы один ученик не понял выполнение данного упражнения, задача не может быть перемещена в колонку сделано. Если член команды пропустил урок, то остальные ученики команды объясняют, что было пройдено за время его отсутствия.
Начинаем работу на уроке в группах, используя scrum доску.
- Каждая команда ставит перед собой задачи, которые необходимо выполнить для достижения главной цели, согласно маршрутному листу. Планирование идет не на один урок, а на 2-3 вперед. Задачи размещаются на доске в графе план. Задачами могут выступать изучение теоретического материала членами команды и выполнение заданий на закрепление темы. Обсуждения в команде – достаточно шумный формат урока, но очень интересный, особенно для подросткового возраста: ведь именно в этом возрасте авторитетным мнением является мнение сверстников. Ученики совместными усилиями приходят к тому, как выполняется упражнение, как правило применяется на практике.
- Те задачи, которые прорабатываются учащимися, перемещаются в графу доски “В работе”. Учитель контролирует процесс выполнения этих задач.
- Выполненные задания и изученный материал переходят в графу доски “Сделано”.
Проверяем результаты за урок
Этап рефлексии вместе с учителем проходит в виде контроля выполненного из столбца “Сделано”. Учитель подходит к группам и смотрит какие поставленные задачи были достигнуты учащимися за урок, какие задачи еще в процессе. Учитель может задать вопрос по графе “Сделано”, по пройденной теме и заданиям. Сделать свои замечания и предоставить разъяснения того материала, который дается группе сложнее всего.
На каждом этапе работы ученики представляют свои результаты и собираются вместе для мини-встреч в начале урока. В конце спринта каждому учащемуся выдается лист самоконтроля, рефлексии. В листе каждый отмечает, что умеет, а что нет. Такая практика помогает эффективно подготовиться к итоговой контрольной в конце спринта.

Уроки со Scrum технологией живее и интереснее, ведь учащиеся не боятся выражать своего мнения, решая поставленные перед ними задачи и проблемы, высказывают свободно свою точку зрения. Дети учатся целеполаганию, командной работе, самоорганизации, изучают необходимый материал для достижения результата. Появляется возможность научиться учиться благодаря нестандартному построению деятельности.