Зачастую приходится работать с группой студентов, уровни которых заметно отличаются. Они могут быть разного уровня изначально, либо темп их работы может отличаться, демонстрируя контраст в знаниях. Как бы там ни было, преподавателю порой приходится несладко в такой ситуации. Как быть?

Преподавайте английский в команде Skyeng!

Множество направлений для преподавания, доход от 42 000 ₽ в месяц, гибкое расписание и полная удаленка

Начать преподавать
banner deti 1 Skyteach

Игнорировать разноуровневость группы нельзя, поскольку это может значительно сказаться на результате. Если материал слишком сложный для студентов, они теряют мотивацию и интерес к занятиям довольно быстро и отказываются участвовать в классных активностях. Если же материал слишком легкий — это приведет к схожему результату. Кроме того, слишком сильные студенты могут доминировать и не давать слова слабым. Как ни крути, а решать данную проблему несомненно необходимо.

При работе с разноуровневой группой можно прибегать к следующим приемам в работе:
— По-разному группировать студентов и чередовать виды работ в группах;
— Ставить ученикам разные цели в зависимости от уровня;
— Адаптировать задания учебника.

Давайте рассмотрим эти приемы подробнее.

Работа в группах

Одним из способов решения проблемы является варьирование видов работы на уроке: индивидуально, в парах, в группах.
Можно формировать пары по следующему принципу: сильный+сильный и слабый+слабый, или сильный+слабый. Все будет зависеть от задания. При этом в заданиях на контролируемую практику рекомендуется группировать слабых с сильными вместе, поскольку сильный ученик будет поддерживать слабого и даже поможет с правилом, если это необходимо. В заданиях на более свободную практику будет больше пользы, если слабые студенты будут работать отдельно от сильных. Это позволит дать им разные задания и приведет к более справедливым результатам. Например, такое разделение на пары хорошо работает при заданиях на составление диалогов, role-plays, обсуждении на общие темы и т.д., поскольку они смогут общаться в паре с похожим уровнем, что поможет им чувствовать себя более успешными.

При разбивке на группы важно помнить: чем меньше группа, тем больше шансов у слабого ученика поучаствовать в дискуссии. Если у преподавателя нет возможности достаточно мониторить все мини-группы во время активности, сильные ученики также могут выступать в качестве помощников слабых в своей группе, что приведет к peer teaching, когда ученики учатся друг у друга. Можно выдать сильным ученикам чек-лист с лексикой, которую важно использовать во время обсуждения или темами, которые нужно покрыть, чтобы они руководили процессом работы внутри своей группы.

Кто помогает преподавателям Skyeng:
4 основные службы

Рассказываем о службах методической, технической, психологической поддержки

Узнать подробно
banner help 4 Skyteach
Другая помощь для учителей в Skyeng — нон-стоп поддержка методистов. О них подробнее в статьях:

Разные цели

Другим способом решения проблемы смешанных уровней на уроке может быть постановка разных целей в заданиях для более сильных и более слабых учеников. Например,
— В заданиях на письмо просить учеников написать разное количество абзацев;
— Запомнить разное количество новых слов при изучении новой лексики;
— Разный “проходной” балл при выполнении тестов в конце темы;
— Позволить студентам выбрать способ повествования по теме урока: письменный или устный.
Этот прием напрямую связан со следующим, самым действенным способом работы в разноуровневом классе.

Адаптация заданий к упражнениям

Всем знакомо правило “Grade the task, not the text”. Суть приема в том, что для разных уровней преподаватель создает разные задания к упражнениям. Задания можно адаптировать при работе со всеми навыками. Мы уже писали подробную инструкцию о том, как это сделать. Речь в статье как раз шла о разноуровневых учениках. Здесь же мы резюмируем самую важную информацию.

В первую очередь, задания для разных уровней будут отличаться разной степенью поддержки со стороны преподавателя.

Speaking. Регулируйте уровень поддержки путем добавления шаблонов ответов, заданий типа “составьте предложение из слов” и т.д. для слабых студентов, тогда как для сильных можно дать полную свободу и частичное либо полное отсутствие поддержки.

Receptive skills. В идеале можно подготовить разные списки вопросов к тексту. Однако, если времени на это нет, можно дать более слабым ученикам меньше вопросов, тогда как более сильным — все вопросы, а также дополнительное задание к тексту. Еще один способ работы с текстом — jigsaw reading. Суть в том, что ученики делятся на группы, каждой из которых даются разные тексты для прочтения. Затем, они задают друг другу вопросы о прочитанном или делятся информацией о своем тексте. Таким образом, ученикам посильнее можно дать текст сложнее (и наоборот).

Writing. В заданиях на письмо в первую очередь варьируется объем конечного продукта, а также использование или неиспользование примера письма. Например, в самом задании можно написать количество абзацев, которые требуется написать. При этом также можно создать опору для более слабых студентов в виде шаблонных начальных фраз. Тут можно увидеть пример задания для слабых студентов, в то время как для сильных такое же задание можно распечатать на отдельном хэндауте, но без опорных предложений.

Работа с разноуровневой группой несомненно сложнее. Тем не менее, не бывает групп с одинаковым уровнем в принципе, поэтому научиться приемам работы с разными уровнями в одном классе несомненно стоит. Чтобы сильные ученики не скучали, делайте их своими помощниками, а чтобы слабые не отчаивались — оказывайте больше поддержки.

На кого из великих педагогов вы похожи?

Пройдите наш тест с простыми вопросами о ваших преподавательских принципах
и получите подарок к уроку английского 🎁

Пройти тест
banner test 1 Skyteach
Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Katya Shenberg

    спасибо! я работаю в школе и использую то, о чем Вы пишете: спрашиваю, устно или письменно хотят даже, например, диалоги составить. естественно, такое не всегда, но часто, так как есть реально слабые, немотивированные ученики,которые при этом еще и часто пропускают и домашнюю не делают. в группы и пары формирую и слабых назначаю лидерами группы за тем хотя бы, чтобы они говорили, кто у них отвечает, например капитан команды Алёна и она говорит: Anton speaks или Anton answers. И каждый раз уговор — что в команде один и тот же 2 раза подряд не может отвечать, должна быть очередность, и капитаны тоже должны за этим следить. При этом ещё и окончание S практикуется в речи, очень полезно, и я за такие уроки ниже 4 не ставлю, хотя в начале они «брыкаются» словесно, не хотят быть капитанами, отсидеться хотят, и тогда приходится им объяснять их роль и что им придётся делать. они соглашаются, вливаются, и в итоге всё гуд) обычно)) ещё другой приём, жестковатый, так как труда и трепения требует, но иногда очень оправдан, смотрю по группе — слабого с сильным посадить, давать им задания, но спрашивать только слабого продолжительное время, и по его ответу как бы я оцениваю и работу сильного, так как они обсуждают, пока готовят слабого к ответу. сильный старается помочь, подсказывает как прочитать, переводит, объ=ясняет что-то. и когда отвечает слабый, я говорю, чтобы тот уже не подсказывал, посмотрим, как подготовил)) обычно за помощь всегда даю «+ балл»))) иногда ребята ссорятся в паре, приходится как-то разруливать, но часты и случаи, когда слабый ученик реально хорошо отвечает, и сильного за эту работу хочется расцеловать просто и впридачу ряд пятёрок наставить)))) (работаю в школе — вопрос отметок насущный)

    08.12.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×