07.08.2020
1552
0

Визуальная грамотность: что это и как использовать на уроках

В современном мире человека окружают самые разные изображения, которые влияют на формирование визуального восприятия и грамотности. А что значит визуальная грамотность? Нужно ли учителю развивать эту способность в учениках?

В этой статье ответим на эти вопросы и приведем несколько заданий по улучшению визуальной грамотности на уроках английского.

Что такое визуальная грамотность?

Визуальная грамотность – способность смотреть на изображения, понимать и интерпретировать их смысл, другими словами – «читать» визуальный медиатекст.

Интересно, что, как и любая другая эпоха, 21 век создал свой собственный набор визуальных символов, которые стали неотъемлемой частью общения. Например, кнопка «мне нравится» с большим пальцем вверх или улыбающийся смайлик. Без них в сообщениях появляется чувство недосказанности.

Не стоит недооценивать изображения. Педагог и карикатурист Ник Саузанис утверждает, что то, что невозможно объяснить словами, даже самую сложную информацию, можно передать через визуальные образы. Его книга Unflattening состоит только из иллюстраций, отображающих процесс восприятия информации и историю развития изображений.

90% информации человек получает через зрительное восприятие. А визуальная грамотность влияет на мышление человека. Об этом говорит директор музея искусства Толедо Брайан Кеннеди в своем выступлении в TEDx. Он утверждает, что «смотреть» значит поверхностно просмотреть картинку, а важно еще и «видеть» – уметь читать и понимать ее, замечать разные детали изображения.

Визуальная грамотность в сфере образования

С развитием технологий, кроме языковой грамотности, учителя постепенно стали обращать внимание также на визуальную грамотность. Учителям она помогает разрабатывать «привлекательный» учебный контент, а у учеников развивает творческое и аналитическое мышление.

Мы писали об этом в статье: Развитие аналитического мышления: идеи для уроков

Пожалуй каждый учитель в своей педагогической практике использует картинки. Изображения уже давно стали частью учебного материала. Но к ним нужно подходить не просто как к помощникам, но и  как к ключевому компоненту в изучении языка.

Ниже мы перечислили упражнения, которые разнообразят уроки и помогут ученикам развить визуальную грамотность.

Упражнение 1: Мультимодальные сравнения

Часто, когда у ученика спрашивают, читал ли он ту или иную книгу, ответ звучит так: «Не читал, но видел фильм». А среди юных учащихся, может быть и такой ответ: «Не читал, не смотрел, но играл в игру». Это трио «книга – кино – игра» можно использовать для практики визуального восприятия.

Исходя из того, что смотрел или во что играл ученик, выберите книгу, выделите известную сцену из нее и как домашнее задание или же можно на уроке попросить ученика прочитать эту часть. После он должен сказать, как фильм или видеоигра переводят элементы из текстовой версии в визуальные, сравнить сцену из книги с тем, как она представлена в фильме или видеоигре.

Упражнение 2: Тематические фотографии

Исходя из темы урока выберите картину, покажите ученику и попросите назвать те предметы или явления, которые относятся теме. После этого как домашнее задание, ученику нужно сделать фотографию, которая будет связана с темой. На следующем уроке он должен показать фото, описать ее и объяснить связь с темой.

Это поможет не только развивать мышление, но и пополнит словарный запас.

Упражнение 3: Фото без текста

Выберите историческую или известную из поп культуры фотографию и покажите ученику. Она должна быть без каких-либо подписей.

Визуальная грамотность
Источник: rarehistoricalphotos.com

Фото «Молодые люди слушают песни в специальной кабине для прослушивания», 1954.

Попросите ученика внимательно рассмотреть ее и ее детали, попробовать угадать предназначение предметов и почему фото вошло в историю.

Это упражнение помогает развивать критическое мышление.

Упражнение 4: Из известного к неизвестному

Описать изображение и понять его суть, конечно, не так уж просто. Но если хотите сделать упражнение посложнее, превратите знакомое в незнакомое. Берите нужное изображение и измените его так, чтобы заинтересовать ученика.

Например, ваша тема урока страны, национальности и языки. Логично представить эту лексику с помощью карты мира. Но постарайтесь выбрать любой другой тип карты, например, показывающую продолжительность жизни в разных странах.

Визуальная грамотность
Источник: worldmapper.org

Попросите определить местонахождение стран. После чего попросите студента внимательно посмотреть и понять, что показывает карта. Можете задать наводящие вопросы:

  1. What does the map represent? How do you know? (The life expectancy in different countries)
  2. Which countries are most distorted in size? What can you learn from it?
  3. What could it be used for?

Как подчеркивают ученые Гарвардского университета в исследовании A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures важно совместить языковую и визуальную грамотность, так как они дополняют друг друга и помогают понимать смысл информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×