В современном мире человека окружают самые разные изображения, которые влияют на формирование визуального восприятия и грамотности. А что значит визуальная грамотность? Нужно ли учителю развивать эту способность в учениках?
В этой статье ответим на эти вопросы и приведем несколько заданий по улучшению визуальной грамотности на уроках английского.
Что такое визуальная грамотность?
Визуальная грамотность – способность смотреть на изображения, понимать и интерпретировать их смысл, другими словами – «читать» визуальный медиатекст.
Интересно, что, как и любая другая эпоха, 21 век создал свой собственный набор визуальных символов, которые стали неотъемлемой частью общения. Например, кнопка «мне нравится» с большим пальцем вверх или улыбающийся смайлик. Без них в сообщениях появляется чувство недосказанности.
Не стоит недооценивать изображения. Педагог и карикатурист Ник Саузанис утверждает, что то, что невозможно объяснить словами, даже самую сложную информацию, можно передать через визуальные образы. Его книга Unflattening состоит только из иллюстраций, отображающих процесс восприятия информации и историю развития изображений.
90% информации человек получает через зрительное восприятие. А визуальная грамотность влияет на мышление человека. Об этом говорит директор музея искусства Толедо Брайан Кеннеди в своем выступлении в TEDx. Он утверждает, что «смотреть» значит поверхностно просмотреть картинку, а важно еще и «видеть» – уметь читать и понимать ее, замечать разные детали изображения.
Визуальная грамотность в сфере образования
С развитием технологий, кроме языковой грамотности, учителя постепенно стали обращать внимание также на визуальную грамотность. Учителям она помогает разрабатывать «привлекательный» учебный контент, а у учеников развивает творческое и аналитическое мышление.
Мы писали об этом в статье: Развитие аналитического мышления: идеи для уроков
Пожалуй каждый учитель в своей педагогической практике использует картинки. Изображения уже давно стали частью учебного материала. Но к ним нужно подходить не просто как к помощникам, но и как к ключевому компоненту в изучении языка.
Ниже мы перечислили упражнения, которые разнообразят уроки и помогут ученикам развить визуальную грамотность.
Упражнение 1: Мультимодальные сравнения
Часто, когда у ученика спрашивают, читал ли он ту или иную книгу, ответ звучит так: «Не читал, но видел фильм». А среди юных учащихся, может быть и такой ответ: «Не читал, не смотрел, но играл в игру». Это трио «книга – кино – игра» можно использовать для практики визуального восприятия.
Исходя из того, что смотрел или во что играл ученик, выберите книгу, выделите известную сцену из нее и как домашнее задание или же можно на уроке попросить ученика прочитать эту часть. После он должен сказать, как фильм или видеоигра переводят элементы из текстовой версии в визуальные, сравнить сцену из книги с тем, как она представлена в фильме или видеоигре.
Упражнение 2: Тематические фотографии
Исходя из темы урока выберите картину, покажите ученику и попросите назвать те предметы или явления, которые относятся теме. После этого как домашнее задание, ученику нужно сделать фотографию, которая будет связана с темой. На следующем уроке он должен показать фото, описать ее и объяснить связь с темой.
Это поможет не только развивать мышление, но и пополнит словарный запас.
Упражнение 3: Фото без текста
Выберите историческую или известную из поп культуры фотографию и покажите ученику. Она должна быть без каких-либо подписей.
Фото «Молодые люди слушают песни в специальной кабине для прослушивания», 1954.
Попросите ученика внимательно рассмотреть ее и ее детали, попробовать угадать предназначение предметов и почему фото вошло в историю.
Это упражнение помогает развивать критическое мышление.
Упражнение 4: Из известного к неизвестному
Описать изображение и понять его суть, конечно, не так уж просто. Но если хотите сделать упражнение посложнее, превратите знакомое в незнакомое. Берите нужное изображение и измените его так, чтобы заинтересовать ученика.
Например, ваша тема урока страны, национальности и языки. Логично представить эту лексику с помощью карты мира. Но постарайтесь выбрать любой другой тип карты, например, показывающую продолжительность жизни в разных странах.
Попросите определить местонахождение стран. После чего попросите студента внимательно посмотреть и понять, что показывает карта. Можете задать наводящие вопросы:
- What does the map represent? How do you know? (The life expectancy in different countries)
- Which countries are most distorted in size? What can you learn from it?
- What could it be used for?
Как подчеркивают ученые Гарвардского университета в исследовании A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures важно совместить языковую и визуальную грамотность, так как они дополняют друг друга и помогают понимать смысл информации.