Продолжаем цикл статей об аудировании. В сегодняшней статье поговорим о заданиях, которые можно использовать во время аудирования — while-listening activities.
Мы уже говорили о том, что в реальной жизни мы слушаем с разными целями. Поэтому важно научить учеников слушать также и на английском языке, помочь им понять, как слушать эффективно и как выделять нужную информацию.
Cамое важное правило для таких заданий — показать ученикам задание до прослушивания! Это поможет им сфокусироваться на поставленной задаче и облегчит процесс понимания аудио.
Задания для понимания общего смысла
Первое прослушивание обычно дается для общего понимания смысла — listening for gist. Задания для этого этапа сводятся к тому, чтобы проверить свою догадку об отрывке, а также ответить на пару простых вопросов о тексте.
С уровнем учеников может меняться сложность задания. Для начальных уровней можно начать с простых вопросов: «Кто говорит? Где они? О чем речь?»
Типичные вопросы для данного этапа:
- What problem are they discussing?
- What does the speaker think of the topic?
- Look at the pictures. Who are the speakers talking about?
Если задания на gist нет в вашем учебнике, обязательно придумайте их сами. Этот вид заданий отлично помогает ученикам перестать бояться чего-то не понять в аудио.
Задания для детального прослушивания
Следующие задания даются для более детального понимания смысла и тут у вас есть все возможности поэкспериментировать с форматами и интересными активностями. Помимо обычного списка вопросов для понимания и банального задания True/False, задания для детального понимания могут быть следующими.
Correct the errors
Наиболее популярные два вида этого задания: со скриптом и без скрипта.
- Первый вариант: возьмите скрипт аудио-фрагмента и включите в скрипт ошибки и несоответствия. Дайте ученикам задание прослушать аудио и исправить ошибки в скрипте.
- Второй вариант: составьте десяток неверных утверждений, связанных с содержанием аудио-фрагмента, напишите их на доске или раздайте отдельные списки ученикам на листочках и попросите их прослушать аудио и исправить утверждения.
Gapfill
Еще один вид работы со скриптом. Вырежьте из скрипта отдельные слова или выражения. В зависимости от учебной цели урока пропусками могут быть новые слова (target vocabulary), которое ученикам нужно услышать в аудио, или новые грамматические конструкции (target grammar).
Задание отлично подходит для работы с песнями и стихотворениями. Это же задание можно использовать в качестве pre-listening задания, дав ученикам возможность угадать, что должно быть в пропусках, а затем прослушать и проверить себя.
Definitions
Создайте список слов или выражений, которые будут встречаться в аудио. Старайтесь выбрать такие слова и выражение, значение которых станет понятным из контекста аудио. Ученикам предлагается прослушать аудио и угадать значение слов и выражений по контексту.
Еще одна разновидность задания — предложить ученикам список синонимов или антонимов слов, которые они услышат в аудио. Их задача подобрать либо слова близкие по значению, либо противоположные, из тех что прозвучат в аудио.
Bingo
Классическая игра. Ученики рисуют решетку 3Х3 или 4Х4. На доске пишется список слов (из отрывка). Ученики выбирают слова из списка и вписывают в свои решетки. Задача: слушать аудио и зачеркивать слова в решетках, которые они услышат. Кто зачеркнул слова в строке, у того бинго! Это отличный способ научить учеников навыку избирательного аудирования (selective listening).
Listening for inferences
Еще один вид заданий для второго или даже третьего прослушивания.
Making inferences
Цель данного задания — научить учеников «слушать между строк». После проверки понимания общего смысла текста и необходимых деталей, предложите ученикам вопросы такого плана:
- Are the three students strangers or friends?
- How does Lucia feel about her exam?
- Do the three students agree on the qualities for leaders?
Ученики должны послушать отрывок заново и понять, какие настроения у говорящих, что они на самом деле думают и чувствуют. Такое задание легко придумать самому, если ваш учебник его не предполагает.
What’s next
Если в аудио есть связная история, во время прослушивания можно ставить аудио на паузу в определенных переломных моментах и просить учеников предсказать, что произойдет дальше. Такой вид задания помогает мотивировать учеников на внимательное прослушивание, а также активизирует необходимую лексику для понимания аудио.
Другие интересные статьи:
Спасибо, Александра, за интересную статью! Мне понравилась идея с бинго и what’s next) Конечно, студентам нужно привыкнуть к таким формам заданий, но я обязательно опробирую эти идеи)))
Рада, что Вам понравилось! Все нужно опробовать со студентами, но им же тоже всегда интересно что-то новое!