Порой кажется, что современные дети уже никогда не научатся читать и писать длинные тексты: вся их жизнь сконцентрирована вокруг мессенджеров. Мы привыкли видеть в этом недостаток и даже боремся с культурой коротких сообщений на уроках, предлагая ученикам «распробовать» классику и посидеть за книгой. Но что если построить занятие вокруг работы с гаджетом? В сегодняшней статье я предлагаю несколько заданий для урока английского с использованием чат-ботов.
Ликбез: что такое чат-бот и как он работает?
Чат-бот – это компьютерная программа, которая имитирует общение с вами в чате или мессенджере. Обычно это происходит по системе вопрос-ответ, наверняка вы сталкивались с такими ботами во всплывающих чатах на сайтах банков или коммерческих компаний.
Существуют два типа чат-ботов. Первый использует конкретные правила – это значит, он откликается на определенные слова и в соответствии с ними подбирает ответы. То есть, если вы используете нестандартную формулировку, чат-бот, скорее всего, «растеряется» и не ответит. Второй тип использует искусственный интеллект. Это означает, что он может «понять» более сложные языковые конструкции и с ним можно общаться практически как с живым консультантом.
Идеи для уроков
- Диалог
Упражнение подойдет для небольшой группы учеников. Дайте задание начать диалог с чат-ботом на определенную тему. Поставьте таймер на 3-5 минуты. За это время каждый ученик отдельно должен начать общение со своим виртуальным собеседником и выстроить диалог так, чтобы разговор тянулся как можно дольше. Это поможет ученикам не только практиковать порядок слов и правописание (которые важны для бота!), но и формулировать предложения и вопросы так, чтобы собеседнику было интересно. После того как время истечет, проверьте все ли условия выполнены и поработайте над ошибками.
Чат-бот Replika будет хорошим вариантом для неразговорчивых учеников. На короткие сообщения бот отвечает довольно развернуто и интересно, постепенно увлекая собеседника.
- Планируем поездку
Отправьте ученику ссылку на бот Kayak или Expedia. Вы также можете использовать любой другой чат-бот, который подбирает для путешественников информацию об авиарейсах, отелях, аренде автомобилей и т.д. Попросите ученика подумать, где бы он хотел провести отпуск. После того, как он определится, попросите его открыть чат-бот и с его помощью найти отель или авиарейс. Порекомендуйте посмотреть несколько вариантов отелей. Когда он закончит диалог с ботом, предложите подвести итоги: удалось ли найти то, что хотелось; насколько эффективно поработал бот; стоит ли пользоваться таким сервисом при планировании поездки? Такое упражнение познакомит или поможет повторить лексику по теме «Путешествия».
- 10 вопросов
Спросите учеников, кого из известных людей они хотели бы увидеть и какие 10 вопросов они хотели бы им задать. Тема может быть любой — от личных вопросов до обсуждения новостей политики. Покажите ученикам пример тестового чат-бота об Аврааме Линкольне. Их задачей будет найти ответы на свои же вопросы и создать чат-бот, следуя этой англоязычной инструкции. Отправьте видео заранее, чтобы сэкономить время на уроке и облегчить работу с технической стороны. Когда ученики закончат, разбейте их на пары и попросите поделиться друг с другом ссылками на их боты. Пусть они ответят на вопросы и пробуют найти ошибки в скриптах, если они есть. Это задание также прекрасно подойдет для домашней работы и последующего обсуждения в классе.
- Опросы в чат-ботах
Выберите аудио- или видеоматериал, который хотите использовать на уроке. Придумайте к нему задания, создайте чат-бот и добавьте вопросы вместе с ответами в стиле Correct/Not Correct. На уроке включите выбранную запись, а также попросите ученика открыть созданный вами чат-бот. Если ученик сделает ошибку, вернитесь к нужной части аудио/видео и послушайте/посмотрите еще раз.
- Анализ чат-ботов
Даже в разговоре с ботами можно выучить новые слова и фразы. Например, на вопрос “Do you like dessert?” чат-бот вместо “Yes” или “No” ответит: “I guess”. Если вы создаете бот самостоятельно, то можете вписать ответы любой сложности, а также чаще использовать именно те формулировки, которые хотели бы «привить» конкретному ученику. Как в упражнении «Диалог», попросите ученика начать разговор с чат-ботом и проанализируйте вместе с ним полученные ответы.