«Осознанность», «ресурс» и «медитации» — три слова, которые с каждым годом входят в словарь все большего количества людей. Мы чаще говорим, задумываемся и фокусируемся на этом. Многие мои знакомые учителя практикуют такой способ расслабления. Однако никто не задумывается, что можно практиковать медитации на уроках английского с учениками.
В статье разберемся, как медитации на уроке могут помочь не только учителям, но и ученикам.
Что такое медитация и зачем она нужна на занятии
Медитация — это упражнение, которое помогает входить в определенное состояние, чаще всего — спокойствие, при помощи сосредоточенности на мыслях, звуках или дыхании.
Чем медитация может помочь в обучении? Она стимулирует творческое и критическое мышление, помогает управлять эмоциями, учит сосредоточению.
Когда проводить медитации на уроках
- В начале занятия, чтобы успокоить учеников. Особенно актуально, если перед этим было занятие по физкультуре.
- Перед чтением, чтобы помочь сосредоточится.
- Перед творческими и письменными заданиями, такими как эссе или сочинение, чтобы настроиться на креативность.
Как применить медитации на уроке?
Здесь также предлагаю два направления практики, которые можно варьировать в зависимости от уровня и возраста учеников.
Простая медитация, направленная на спокойствие
Если ваша цель — дать ученикам несколько минут на то, чтобы настроится на работу и сфокусироваться, то лучше всего использовать «быструю» медитацию без особой подготовки. Включите ученикам спокойную музыку, засеките 2-5 минут для спокойного прослушивания и затем предложите приступить к работе. Такая медитация подойдет для учеников всех возрастов, так как не требует особой подготовки и знания лексики.
Медитация, направленная на развитие лексики и навыков аудирования
Здесь потребуется больше времени на подготовку к упражнению и подойдет для учеников с уровнем английского выше Elementary и более осознанным возрастом.
Почитайте по теме: Помогаем студентам с аудированием
Выберите одно слово, например, happiness и попросите учеников дать дефиницию данного слова на английском. Напишите их на доске. Вот что может получится:
→ Happiness is a state of being happy.
→ Happiness is my dog and delicious food.
→ Happiness is when my mum smiles.
Помимо того, что это будет небольшой «lead-in» в медитацию, это также поможет вам лучше понять учеников и их картину мира вне зависимости от возраста.
Затем обязательно стоит ознакомить учеников с несколькими стандартными фразами из медитаций. Например:
→ to breathe in;
→ to breathe out;
→ to inhale;
→ to exhale;
→ to let yourself feel;
→ to let it go;
→ to be focused on;
→ to be in the present etc.
Затем вы можете включить спокойную музыку и попросить учеников закрыть глаза или сфокусироваться на одной точке. Прочитайте тихим и спокойным голосом текст медитации:

Затем дайте ученикам еще минуту, чтобы подышать, приглушите музыку и скажите: Now, let’s open eyes and focus on learning English. Также можно спросить, что ученики чувствуют после такого упражнения, понравилось им или нет, хотят ли повторить.
В дальнейшем, если вы почувствуете, что ученикам нравится эффект от таких практик, то спрашивайте у класса, на каком слове они хотели бы сосредоточиться и помедитировать сегодня. Возьмите его за основу.
Есть множество ресурсов для практики медитации: сайты, приложения и отдельные каналы на ютубе. Они отлично подойдут для личной практики и для тех ситуаций, когда у вас нет готового текста для эмоции или состояния, которое выбрали ученики на уроке. Просто вводите слово в приложении и выбираете медитации.
Приложения, где можно найти медитации
Полностью англоязычный ресурс, где собрано более 1000 медитаций и есть уроки для тех, кто только начинает свой путь. У приложения красочный дизайн и качественные аудиозаписи. Есть подписка и бесплатная версия.
Одно из первых русскоязычных приложений для медитаций. В нем собрано несколько подборок по категориям. Есть отдельная вкладка с музыкой для крепкого сна и рассказами на ночь. Приложение постоянно пополняется новыми материалами. И также предлагает платную и бесплатную версию.
Сейчас многие уже отчетливо понимают, что такое медитации и практикуют их. Думаю, ученикам, независимо от возраста, понравится такой тип работы, и они с удовольствием согласятся применять его в дальнейшем не только на уроках, но и в обычной жизни. Это отличный способ для ученика, чтобы разобраться в себе, а вам понять, как этот мир видит ученик, чтобы в дальнейшем наладить отношения.
А вы практикуете медитации? Думали когда-нибудь, что этот инструмент можно применять для управления вниманием учеников?
Очень познавательная статья. Спасибо автору:)
Спасибо за спасибо! Очень приятно