«Да ладно?» скажете вы. «Мы уже все знаем! И предсказываем, о чем урок будет, и сравниваем, и описываем, и истории по картинкам рассказываем, и делаем все, о чем вы писали здесь! Что еще вы нам нового расскажете?» А вот и расскажем.
Помимо традиционных способов использования картинок есть еще немало креативных и менее распространенных. Давайте делать уроки еще более направленными на учеников и их практику языка. Ниже несколько идей из книги Being Creative by Chaz Pugliese.
1. Лучшие моменты дня
Цель: начать урок с осознанности и настройки на позитивный лад, практиковать беглость речи, практиковать употребление прошедшего времени и вопросов.
Подготовка: карандаши, бумага А4.
Процедура: попросите студентов закрыть глаза и проанализировать все, что с ними произошло за день. Если урок утром, то можно проанализировать предыдущий день. Пусть учащиеся найдут в своем дне самые лучшие 15 минут. Студентам необходимо вспомнить:
- С кем они были.
- В какой части дня происходило действие.
- Запахи, которые присутствовали.
- Звуки, которые они слышали.
- Голоса, которые до них доносились.
- Что именно было такого особенного в этих 15-ти минутах.
- Что могло бы сделать эти минуты еще лучше.
Попросите студентов нарисовать небольшую картинку, можно схематично. Это должна быть иллюстрация, ассоциирующаяся с этим моментом дня. Далее студент передает картинку своему партнеру. Партнер старается угадать, с чем связана лучшая часть дня, задает вопросы. Затем учащиеся меняются ролями.
Также можно просить сконцентрироваться на самом продуктивном, забавном, скучном, счастливом (и так далее) моменте.
2. Портрет вслепую
Цель: настроиться на позитивную волну, практиковать беглость речи, практиковать сравненительную степень прилагательный и описание человека.
Задание подходит тем группам, в которых уже установились хорошие дружеские отношения. О том, как это сделать читайте здесь и здесь.
Подготовка: карандаши, бумага А4.
Процедура: разделите студентов на пары и выдайте каждому по листу бумаги и карандашу. Попросите студентов нарисовать портрет друг друга, не глядя в листок бумаги. Когда учащиеся закончат рисовать, попросите их сравнить получившиеся портреты. Дайте им время посмеяться. Также можно нарисовать какой-то объект в классе, срисовать с картинки на доске, если вы чувствуете, что ученики пока не слишком близки.
3. Описание наоборот
Цель: описать картинку, отработать конструкции in the foreground/background, on the left/right.
Подготовка: заготовить достаточное количество картинок (можно открыток с репродукциями картин) примерно по 3 на каждого студента. Такое количество необходимо для возможности выбора.
Процедура: разложите картинки на столе. Попросите учащихся подойти и выбрать одну, с которой бы они хотели поработать. Важно никому не показывать свою картинку. Разделите студентов на пары (А и В). Студент А описывает картинку студенту В, но делает это говоря что-то противоположное изображенному на картинке.
Например: на картинке кот сидит на дереве, а студент может сказать In this picture, a monkey is jumping/ A dog is sleeping on the sofa. Здесь важно дать студентам свободу в описании, дать им возможность быть креативными. Студент В в свою очередь должен нарисовать (или написать) обратное тому, что слышит (например, у него может получиться A bat is swinging). Очевидно, что оригинал (скорее всего) никак не совпадет с итогом студента В. Попросите сравнить с оригиналом. Затем студенты меняются ролями. Таким образом, к обычному описанию картинок мы добавляем необычный «поворот».
4. Биография
Цель: практика письма, чтения для понимания основной идеи, говорения (fluency).
Подготовка: фотография неизвестного или малоизвестного человека (можно из личного архива).
Процедура: покажите фотографию студентам. Попросите их написать короткую биографию этого человека, а также 3 вопроса/пожелания для него/нее. Пока учащиеся работают индивидуально при необходимости помогайте студентам с незнакомыми словами (альтернативно разрешите пользоваться словарями, в том числе и в телефонах). По окончании задания, попросите студентов разделиться на пары или мини-группы по 3-4 человека и соединить их биографии воедино. Так у них получится новая биография. Далее пары/группы оставляют свои работы на столе (их также можно разместить на стене или доске). Студенты ходят по классу, читают все биографии и далее обсуждают следующие вопросы:
- Were there similar elements in the biographies?
- How were they different?
- Which do they find the most realistic/exciting/trivial/etc.?
5. Моя жизнь
Цель: установить более близкие, дружеские отношения в группе; попрактиковать устную речь (fluency), повторить места в городе, поворить настоящее/прошедшее время.
Подготовка: карта города или района, где вы живете/выросли; листы А4 и карандаши для студентов.
Процедура: покажите учащимся карту места, где вы выросли/живете сейчас. Расскажите про места, где часто бывали/бываете, попросите студентов задать вам интересующие их вопросы. Однако, не затягивайте эту часть. Попросите каждого студента нарисовать примерную карту места, где они росли/живут. Попросите их подписать следующие места: playground, school, cafe, shop, family/friends’/relatives’ houses. Распределите студентов по парам/группам и дайте им время обсудить их карты.
6. Смайлики
Цель: обсудить значения смайликов, настроить студентов на позитивную волну.
Подготовка: подборка смайликов (пример).
Процедура: раздайте студентам копии листов со смайликами. Попросите студентов в парах обсудить, какие смайлики они используют в переписках с друзьями, что эти смайлики значат. Попросите полными предложениями записать значение каждого смайлика (например, ? — I am in love; ? — I am sad). Далее студенты в парах/группах сравнивают значения. Можно попросить зашифровать послания смайликами, обменяться ими, расшифровать послания друг друга.
7. Чашечка кофе
Цель: проанализировать пройденную за урок лексику, проанализировать свою работу (учителю и ученикам).
Подготовка: листы А4, карандаши.
Процедура: в конце урока раздайте студентам по листу бумаги. Попросите их нарисовать чашку в центре листа. Она не должна быть очень большой. Над чашкой рисуем пар, как в примере. Над паром студенты пишут слова, которые они прошли на этом уроке и хотели бы запомнить. Далее попросите студентов обменяться «чашками», обсудить, добавить что-то еще.
Для самоанализа: сравните, совпадает ли результат с целями вашего урока. Если нет, подумайте, почему так произошло. Возможно, что-то отвлекло студентов, а может что-то необходимо изменить в вашем объяснении материала.