Подборка упражнений на нескучную тренировку произношения

Подборка упражнений на нескучную тренировку произношения

Будем откровенны. Произношение — это такая штука, которой уделяется немного времени на уроках. И дело даже не в том, что это отнимает время, которого и так не хватает. Довольно часто работа с произношением считается скучной не только для учеников, но и для учителя. Сегодня рассмотрим, как сделать этот процесс интереснее и занимательней.

Предлагаем вашему вниманию подборку упражнений на нескучную тренировку произношения.

Odd-one-out

Классическое упражнение, которое может быть использовано для тренировки звуков в том числе. Предложите ученикам 3-5 слов с одной буквой, один из звуков должен отличаться. Пусть они найдут лишнее слово. Например, cut, but, nut, put, hut, лишним будет put, поскольку звук будет /ʌ/ вместо /ʊ/. Упражнение можно превратить в соревнование.

Four in a Row

Отличная игра для детей. Подготовьте наборы карточек, например, отсюда. Чтобы скачать с этого сайта, необходимо зарегистрироваться и нажать Download справа. Разделите учеников на группы по 3-4 человека. Выдайте каждой группе по набору карточек. Их задача — сложить 4 слова в ряд с одинаковым звуком. Кто быстрее — тот выиграл!

IPA Bingo

Классическая игра с использованием IPA карточек (с графическим изображением звуков). Подготовьте несколько 5х5 Bingo решеток с примерами слов для каждой фонемы. Ученики могут работать в парах, группах или индивидуально (зависит от размера вашего класса). Вы как ведущий достаете из мешка карточку со звуком и зачитываете его. Ученики ищут слово, которое содержит этот звук на своих Bingo решетках. У кого есть это слово, зачеркивает его. Ваша задача проверить правильность. Например, если звук /ɔɪ/, ученики со словом toy или boy могут его зачеркнуть.

Rhyming Pair Memory Game

Подготовьте карточки с парами слов, которые рифмуются, например, car/bar, game/name, fix/mix и т.д. или используйте готовые подборки с сайтов busyteacher.org или en.islcollective.com. Чтобы найти на сайтах необходимые подборки, введите в поиск “Rhyming Pair Memory Game” или просто “Rhyming Pairs”. Выложите их на пол или на стол надписью вниз. Студенты по очереди открывают пару слов. Если слова рифмуются, карточки убираются со стола. Если слова не рифмуются, они переворачиваются обратно. Цель игры запомнить, где какие слова, чтобы следующий участник мог найти рифмующуюся пару. В игру можно играть командами. Тогда команда, которая соберет больше рифм, побеждает.

Telephone

Вариация на тему классической игры в испорченный телефон. Разделите учеников на две команды. Студенты каждой из команд становятся в ряд. Вы шепчете слово на ухо первому, он передает его дальше. Если последний в ряду учащийся произнес слово правильно, команда зарабатывает балл.

Simon Says Run

Эта игра отлично подойдет для тренировки звуков, которые часто путают, например, слова pan — pen, sit — seat и т.д. Распечатайте большие фонетические символы, которые вы хотите потренировать и развесьте их на стенах в разных концах класса. Учащиеся становятся в центре класса. Вы произносите заветное Simon says… и заканчиваете предложение словом, со звуком, который есть у вас на стене. Например, “Simon says tin”. Учащиеся должны побежать и дотронуться к правильному звуку (в случае с tin ученики должны дотронуться к звуку /ɪ/, а не /i:/. Кто побежал к неправильному звуку, выходит из игры. Победит тот, кто останется последним в центре класса.

Pronunciation Journey

Отличная игра для тренировки minimal pairs. Подготовьте для каждой пары учащихся копию задания, изображенного на картинке.

Отличная игра для тренировки minimal pairs.
Иллюстрация из книги Michael Hancock Pronunciation games

Подберите minimal pairs, например, taught — thought, man — men, place — plays и т.д. Напишите их на доске в две колонки — left и right. Ученики должны произнести слово правильно, а их напарник должен повернуть на карте налево или направо. Если учащийся “прибыл” в город, который загадал его напарник, значит слова произносились правильно.

Complex Sound Maze

Мы уже приводили пример облегченного задания типа лабиринта. В данном случае цель та же — выбраться из лабиринта.

Задание выбраться из лабиринта
Иллюстрация из книги Michael Hancock Pronunciation games

Начало — в левом верхнем углу, выход — в правом нижнем. Двигаться можно лишь по горизонтали или вертикали, по диагонали — нельзя. Перейти из одной ячейки в другую можно лишь тогда, когда одно из слов в ячейке совпадает по звуку гласной с одним из слов в другой ячейке.

Join the Dots

Еще одна игра для детей, которая проходит на ура и со взрослыми. Необходимо соединить точки в правильном порядке, чтобы получилась картинка. Точки должны быть подписаны словом. Рядом с картинкой должен быть список транскрипций данных слов. Если ученики правильно сопоставят транскрипцию со словом — смогут правильно соединить точки. Пример такого задания можно увидеть на картинке.

соединить точки в правильном порядке
Иллюстрация из книги Michael Hancock Pronunciation games

Phonetic Code

И напоследок, немного шпионских штучек. Ученикам необходимо расшифровать секретное послание от одного шпиона другому. Для этого они должны выписать нужные фонетические символы из слов в предложении и затем записать по ним слово. Например, шифр может быть таким.

необходимо расшифровать секретное послание
Иллюстрация из книги Michael Hancock Pronunciation games

А как вы тренируете произношение со своими учениками? Какие задания и игры используете? Делитесь с нами в комментариях. Ждем!

саша-small


Александра Сладковская

Related Post

  • Lilia Kardenas

    Информативная и очень практическая подборка, спасибо!

    • Alexandra Sladkovska

      Спасибо, Лилия!

  • Денис Денис

    многое непонятно, но некоторые были мне полезны. Спасибо

    • Alexandra Sladkovska

      Денис, что именно непонятно? Буду рада пояснить))

      • Денис Денис

        Спасибо, что ответили. Мне например непонятна игра Complex Sound Maze. Никак не могу найти выход из лабиринта? Можете сказать цепочку слов, которые составляют путь?

        • Alexandra Sladkovska

          Правильный путь: same — main — gave/need — cheap — see/light — side — white — sky — like/home — boat — coach — no/use — view — few/teach — green — scene/wife — try — time — right — high/page — wait — cake — rain/road — woke — toast — smoke/please — meet
          Использовать можно одно из слов из ячейки, чтобы пробвигаться дальше.

  • Анастасия

    Здравствуйте. Не понятна игра Prononciation Journey. Один из пары загадывает город, а другой произносит слова, правильно? От чего зависит направление движения участника? Если 2 слова были произнесены правильно, куда поворачивает напарник?

    • Alexandra Sladkovska

      Анастасия, в статье все написано. Пары слов записываются в колонки Право/Лево. В зависимости от того, какое слово из пары произнесет студент, его напарник повернет на право или налево. Если студент произнес слово неправильно, напарник повернет не туда, и в итоге не придудет на место назначения. Не нужно произносить оба слова. Подробная инструкция к игре есть в упонянутом в статье учебнике. Если Вам интересно, можете посмотреть.
      Preparation
      Make a copy of the map for each member of the class. Then choose some pairs of words from
      your course. The word pairs should differ in only one sound. Here are some examples:
      men/man, place/plays, taught/thought, ship/sheep
      There are several published books giving lists of these minimal pairs. For this game, you need
      four pairs of words.
      Presentation
      1 Write the word pairs in two vertical columns on the board. Label the lists left and right.
      left right
      men man
      place plays
      taught thought
      ship sheep
      2 Read out words from the board in random order and ask students to say which list they are
      from.
      Conducting the game
      Give each student a map. Point out that at each of the numbered junctions, there is a choice
      of turning left or right.
      2 Explain that you will read four words from the board, one word for each junction. For each
      word, students must turn left or right according to whether the word is from the left or the right
      hand list on the board. When you have said the four words, students should then arrive at one
      of the destinations along the top of the map. For example:
      men — place — thought — ship —■ Singapore
      3 Go over the route together to check the correct route.
      4 Repeat the activity several times using the same four pairs of words or using other
      minimal pairs.
      5 Students can play the game in pairs or small groups. They take turns to read out words and
      trace the route on the map.