5 типичных ошибок урока по грамматике (и их анализ)

5 типичных ошибок урока по грамматике (и их анализ)

Тьюторы на курсе CELTA считают преподавание грамматики наиболее сложным по сравнению с остальными навыками. Сложно или нет, решать вам. Ошибки на уроке по грамматике могут совпадать с ошибками при работе с  лексикой, например, нет lead-in или продуктивной практики. Приступим к разбору примеров!

Пример 1. Отсутствие презентации новой грамматической структуры

T: Hello, dear students? How are you today?
S1,2: Hello, we’re fine
S3: Very well, thank you
T:  What did you do yesterday?
S1 : I watch TV
S2: I did my homework
S3: I don’t remember
T: Ok, today we’re going to talk about what you did yesterday using Past Simple. Look at the board. To form this tense you need….
* ошибка сделана намеренно с целью передать реалистичную ситуацию на уроке

В этом фрагменте есть разминка (lead-in), даже связанная с темой урока. Достаточно ли вопроса преподавателя и ответов студентов в качестве презентации материала? Недостаточно. Презентация новой грамматической темы может быть на основе текста, ситуации или с использованием подхода Test-teach-test. Так как уровень невысокий, то подойдут первые два способа. Преподаватель может найти текст (если нет в учебнике), который будет содержать примеры Past Simple или спросить студентов, что они делали вечера, а потом рассказать о своем дне (и показать фото), делая акцент на простом прошедшем времени.

Пример 2. Игнорирование подхода guided discovery

T: Read the text about Mr. White’s last weekend and answer the questions in exercise 6
S: Ok
T: Pete, question 1. What did Mr. White do yesterday morning? ….
(the same other 3 questions)
T: Good job! Now look at the board. We use the Past Simple tense to talk about past events: yesterday, last week, in 2007. We form Past Simple….

Учитель сделал попытку презентовать новую тему на основе текста, однако не довел дело до конца. Вместо того, чтобы использовать guided discovery и вовлечь учеников в анализ структуры, сам выдал всю информацию.

Как можно было бы “раскачать” студентов? Выберите несколько предложений из текста в Past Simple и выпишите их на доску. Спросите: Are these sentences about the present or the past? Do we know when the action happened?

How to make a negative sentence? a question? и так далее. Если вы работаете с группой, дайте время в парах проанализировать, а затем обсуждайте правильные ответы.

Пример 3. Прочтение правил студентами без контроля понимания

T: So in text you saw some examples of the Past Simple. Open page 138 and read the rules. Do you understand? Do you have any questions?
S 1: No, I don’t
S 2: No questions

Прочтение правил учениками -не самый удачный вариант изучения грамматики. Встречаются учащиеся, которым удобнее прочитать правила самим, но тогда в этом случае преподавателю стоит задать вопросы на контроль понимания:

Is the action finished or not finished?
Give me examples of Past Simple time markers
How to make a question?
и так далее.

Со студентами высоких уровней, которые любят сами разбираться в правилах, работайте по принципу Flipped classroom: дайте видео разбор нового правила. Это будет легче и нагляднее, чем текст.

Пример 4. Продуктивная практика без контролируемой

T: That is all about  Past Simple. Do you have any questions?
S 1: No, I don’t
S 2: Me too
T: Now tell me about your last holiday using the Past Simple tense

Слишком быстрый переход от правил к продуктивной практике. Должно быть хоть 1-2 “безопасных” заданий- выбрать правильный вариант, затем описать что-то по картинкам, используя ключевые слова. Сразу составить рассказ- очень сложно, форма и значение должны быть знакомы учащемуся.

Пример 5. Монотонность заданий

T: Complete the gaps in these sentences…. Now check in pairs… The correct answers are on the board. How many correct answers do you have, Liza?
S 1: We have five correct variants
T: Anna?
S 2: Everything is correct
T: Well done! Now choose the correct variant  in exercise 8
(after 10 mins)
T: Put the verbs in brackets in the Past simple form
(after 5 mins)
T: Do this grammar test in exercise 10

В этом фрагменте отсутствует вариативность. Иногда со слабой группой не избежать большого количества упражнений на контролируемую практику, однако их можно разнообразить. Например, добавить видео фрагмент, который необходимо посмотреть и выписать все глаголы в Past Simple, которые услышали, или заполнить пропуски в предложениях, чтобы сделать их правдивыми о героях. Пропуски можно заполнить в песне, а затем кратко обсудить содержание. После 1-2 “безопасных” заданий, попросите студентов в парах составить предложения по картинкам, например, описать чей-то вчерашний день и так далее. Студенты получат больше практики дома. Лучше на следующий урок вернутся к повторению материала, чем усыпить их монотонностью.

О каких проблемах на грамматических  уроках мы не написали? Как вы с ними справляетесь? 

5 типичных ошибок урока по грамматике (и их анализ)
5 типичных ошибок урока по грамматике (и их анализ)

Юлия Белоног

Related Post

Как я сдавала CAE

Как я сдавала CAE

Мы уже писали о том, как готовить студентов к экзамену CAE. А сегодня расскажу о личном…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.