Внутренняя и внешняя мотивация и их кнопки воздействия

Я часто напоминаю своим ученикам про эти и другие похожие фразы, ведь самое важное – наличие мотивации. Какая бы ни была погода за окном и какие бы новости на нас не обрушивались, мотивация помогает нам справиться со всеми трудностями.

Practice makes perfect

To infinity and beyond

If you don’t succeed, try try again

Именно поэтому сегодня поговорим о том, как воздействовать на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Сначала разберемся в чем же заключается различие между мотивацией внешней и внутренней.

Внешняя мотивация – мотивация, при которой за выполнение задания ученик получает вознаграждение или результат, который нужен не самому ребенку.

Пример: принять участие в олимпиаде по английскому языку, чтобы получить приз или учить английский, чтобы получить хороший балл по ЕГЭ или сдать международный экзамен.

Внутренняя мотивация — когда ученик работает над чем-то ради личностного результата, не стремясь ни к каким дополнительным наградам.

Пример: делать домашнее задание и отвечать на уроках английского просто потому, что нравится заниматься языком.

Выходит, что главное различие состоит в подпитке мотивации: для внешней мотивации обязательно нужна подпитка извне, тогда как для внутренней достаточно получать наслаждение от процесса. Ученые обнаружили, что типы мотивации также отличаются эффектом на поведение человека – существует так называемый эффект избыточного оправдания, при котором ожидаемый внешний стимул (хорошая оценка) уменьшает внутреннюю мотивацию. Но это вовсе не означает, что внешняя мотивация – плохо. Наоборот, при правильном ее использовании можно добиться потрясающих результатов.

Чем полезна внешняя мотивация?

  1. Вознаграждения могут вызвать интерес в тех активностях, которые сначала не очень увлекают ученика .
  2. Вознаграждения также можно использовать для того, чтобы мотивировать учеников приобретать новые навыки и знания. Когда эти навыки получены, ученик может заинтересоваться в своем дальнейшем развитии в данной сфере.
  3. Внешняя мотивация также может служить источником обратной связи. Так ученики смогут узнать достигли ли они желаемого и что нужно сделать, чтобы улучшить показатели. 

В каких случаях использовать внешнюю мотивацию?

Когда награда – это сюрприз 

Приятные неожиданности тем и приятны, что их не ожидаешь. А также они хороши тем, что подобные вознаграждения никак не влияют на внутреннюю мотивацию. В таких случаях ученики просто радуются внезапному подарку и не связывают выполнение задания с получением какой-то обязательной награды в конце.

Когда награда – это похвала 

Вознаграждение – это не всегда что-то материальное, чаще всего слова служат наградой не в меньшей степени. Особенно важно, чтобы похвала была также и обоснована обратной связью, связанной с конкретными достижениями за определенный период. То есть, не просто «Вы сегодня отлично позанимались», а «Сегодня вы намного лучше применили правила Present Perfect и детально отвечали на вопросы».

Когда не стоит использовать внешнюю мотивацию

Когда ученик уже вовлечен в процесс, он уже и так достаточно внутренне мотивирован. И если предложить какое-то вознаграждение, то ученик скорее начнет воспринимать «игру» (то, что он делает сейчас ради удовольствия) как «работу» (когда я сделаю творческое задание, то получу дополнительные баллы к экзамену). Если посмотреть на эту ситуацию, с первого взгляда кажется, что ничего плохо в ней нет, ведь чем могут не устраивать дополнительные баллы. Но если копнуть чуть глубже, станет заметно, что ученик и так с радостью сделает задание, ему и так интересен процесс обучения. А добавляя к заданию бонус с баллами, мы как бы настраиваем ученика на получение результата, тем самым отбирая у него наслаждение процессом. Проще говоря, когда достаточно одного типа мотивации, второй уже и не нужен.

Что делать с внутренней мотивацией

Итак, с внешней мотивацией все понятно, так как на внешние факторы повлиять легче. А вот что делать с внутренней мотивацией? Ведь в самом определении заложена идея, что мотивация и заинтересованность исходят изнутри, тогда как мы, преподаватели, можем влиять на такие сложные процессы?

Все, что мы можем сделать в этой ситуации – создать оптимальные условия, в которых ученики смогут почувствовать прилив внешней мотивации. А это немало. Вот несколько способов как создать подходящую атмосферу.

Узнайте своих студентов поближе 

Познакомитесь со своими подростками как с личностями. Узнайте, чем они интересуются, чем живут вне школы. Исходя из этого, подберите персонализированный материал, чтобы в каждом уроке было что-то заманчивое для них, держите руку на пульсе и используйте технологии на уроках. Вот здесь есть 100 вопросов, которые позволят лучше узнать ваших учеников. Помните о том, что задать сразу все вопросы будет слишком, для этого не хватит одного урока точно. Можно сгруппировать вопросы по темам или грамматическим конструкциям, которые вы проходите по программе или же использовать рандомайзер вопросов. Также иногда можно задавать письменные задания, с целью детально ответить на вопрос, такой как «What would you change about yourself if you could?» или другие. 

Покажите студентам, что они тоже полноправные участники процесса 

Вовлеките подростков в оформление правил в вашем классе. К примеру, можно использовать вот такой образец и спросить их, что бы они хотели добавить, изменить. А также обговорить как именно вы можете применять эти принципы в работе. Постарайтесь вместе создать среду, в которой именно вашим ученикам будет комфортно работать. Скорее всего, ученики будут серьезнее относится к тому, что создали своими силами. 

Потренируйтесь ставить цели

Несомненно, очень важно добиваться поставленных целей, но не менее важно уметь их правильно определить. Этому можно научиться с системой SMART goals. Объясните подросткам, что задачу легче будет решить, если она будет конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (achievable), значимой (relevant) и ограниченной во времени (time-bound). Вместе попрактикуйтесь ставить подобные цели. Пример: Я буду смотреть фильмы и сериалы на английском. Для этого мне нужно расширить словарный запас, выучить больше сленговых выражений, уметь различать речь носителей в достаточно быстром темпе и понимать несколько распространенных акцентов (для начала различие между британским и американским). Итак, для этого мне нужно учить по 5 новых слов и 3-5 новых идиом и выражений в день, смотреть короткие видео (для американского и для британского акцента). 

Помните об их врожденном любопытстве

Мотивируйте учеников на выполнение заданий просто потому, что это пробуждает их интерес. Потому что они хотят знать больше, а не просто получить хорошую оценку.

Устройте так называемый Genius Hour – время, когда ваши ученики сами решают, что они хотят изучать. Звучит как безумная идея? Да, но если разобраться, то и здесь есть свои правила, благодаря которым вы сможете держать процесс под контролем.

Предоставьте подросткам свободу выбора

Конечно, настолько, насколько это возможно. Когда студентам предоставляют выбор, они воспринимают занятия в классе более серьезно. Их внутренняя мотивация растет. Они прикладывают больше усилий и начинают углубляться в обучение.

Например, если вы изучаете тему «Распорядок дня», предложите ученикам домашнее задание на выбор: описать свой день в виде письма друг, снять видео «Мой день за пять минут» или же составить фотоколлаж с подписями. 

Покажите им связь между уроками и реальными жизненными ситуациями 

 В пункте про SMART goals мы говорили про то, что цель должна быть значимой, то есть, нужно четко понимать как достижение этой цели поможет в дальнейшем. 

Ученики должны явно видеть, что конкретные навыки в английском языке пригодятся им в будущем. Предоставьте им возможность ощутить это в реальной жизни. К примеру, как уже упоминалось раньше, подростки чаще всего заинтересованы в просмотре сериалов или же компьютерных играх. Постройте ваши уроки таким образом, чтобы в них было место интересным ученикам темам. Задавайте задания, связанные с их хобби и нуждами: подготовить портфолио для поступления в университет за границу или анкету для поездки в летний лагерь английского, спланировать каникулы с остановками и маршрутом, поучаствовать в разговорном клубе, разучить слова понравившейся песни и т.д.

Доверьтесь своим ученикам 

Иногда кажется, что без вас ваши любимые студенты совсем не справятся, что им нужен учитель для постоянного контроля, но, на самом деле, такое умозаключение достаточно опасно. Если вы продолжите так думать, ученики не научатся самостоятельно применять языковые навыки в реальной жизни. Ваша работа как преподавателя – заложить основу для работы, которую необходимо выполнить. Подготовьте их к выполнению задач, разберите из каких шагов складывается их путь успеха, а затем отойдите на второй план. Сделать это не так легко, как кажется, вероятно, вам захочется продолжать все контролировать, но помните: самостоятельная практика играет решающую роль в обучении. Если вы слишком часто предлагаете свою помощь, это может, наоборот, навредить.

Если сравнить влияние внешних и внутренних факторов на мотивацию, становится очевидно, что оптимальных результатов можно добиться, балансируя между обоими типами. Внешняя мотивация поддерживает в учениках чувство конкуренции, в то время как внутренняя оставляет место для поиска знаний ради себя.

В итоге, поощрение обоих типов мотивации развивает в учащихся полезные учебные привычки и отдачу.

Добавить в закладки
Комментарии (1)
  • Оксана

    Очень грамотно написанная содержательная и познавательная статья. Спасибо большое за Ваш труд!

    03.02.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×