Секреты успешного аудирования от Хью Деллара

Выходные могут быть разные: рабочие или тусовочные, релакcирующе-восстанавливающие или активные, гастрономические или культурно-развлекательные, шоппинговые или семейно-дружеские. Но один из моих любимых видов выходных — образовательные. Несмотря на насыщенные рабочие будни, я не смогла отказать себе в удовольствии послушать Хью Деллара, автора одного из моих любимых учебных курсов Outcomes, и организовала себе образовательный уикенд 18 и 19 сентября. Если вам не удалось присутствовать на данном мероприятии, предлагаю воспользоваться моими заметками и взять что-то в свою копилку полезностей про секреты успешного аудирования.

Действительно ли помогают задания на pre-listening?

Хью достаточно скептически относится к заданиям на pre-listening. Фундаментальный вопрос, которым он задается, — действительно ли эти задания помогают? Насколько студентам помогает такая активация «схем разговора»?

При этом Хью не призывает совсем отказаться от заданий на pre-listening. Если мы хотим помочь студентам, необходимо сменить фокус с того, о чем может быть разговор, кто и где находится, на ту лексику, которая может появиться в данном разговоре.

Нельзя услышать слово, которое ты не знаешь. Мы слышим только те слова, которые знаем. Все звуки, которые мы слышим звуки, мы пытаемся трансформировать во что-то знакомое и воспроизвести это. Автоматическая расшифровка — это навык, обусловленный, как правило, лексическим запасом, практикой слушания и уровнем владения языка в целом.

Не упускайте важные этапы при работе с аудио

  1. Впервые слушая текст, проанализируйте его и выпишите те слова и выражения, которые считаете полезными.
  2. Используйте стадию pre-teach, чтобы ввести те самые слова, которые студенты услышат в аудио.
  3. Пусть у студентов будет возможность прослушать текст несколько раз.
  4. После работы с аудио обязательно активируйте новые слова и выражения в обсуждении.

N.B.

  • Обязательно дайте конкретное задание для каждого прослушивания.
  • Не торопитесь быстрее послушать аудио во второй раз. Пусть студенты сначала попробуют пересказать идеи разговора. Они могут использовать родной язык, если сформулировать мысль по-английски сложно.
  • Дайте возможность студентам сравнить, что они услышали, в парах — так они смогут вспомнить больше деталей.

Вам может быть интересно 5 золотых правил в лексическом подходе от Хью Деллара

Секреты успешного аудирования: пример эффективной работы с аудио

Стадия 1. Pre-listening

Можно взять несколько вопросов из диалога и предложить студентам угадать, в каком порядке они появятся в аудио. Уже на этой стадии мы вовлекаем студентов в работу с лексикой и активируем ее. В продолжение, предложите придумать два варианта ответов на вопросы.

Стадия 2. Listening for detail

Прослушайте аудио еще раз и вместе со студентами проверьте, оказали их предположения верны или нет. При этом не довольствуйтесь просто ответом «да» или «нет», а помогите студентам объяснить выбор, почему это верно или почему это неверно: How do you know that? Здесь нас как преподавателей интересуют два вопроса: услышал ли студент это и понял ли он? обратил ли он внимание на то, как именно это сказали, на лексику?

Стадия 3. Work with the tapescript

На этом этапе Хью предлагает послушать аудио со скриптом, в котором будет несколько пропусков. Например, шесть-восемь пропусков по три-четыре слова для уровня Pre-Intermediate, для уровней выше — больше.

Когда студенты проверяют задание и читают ответы, Хью записывает их на доске, обращая внимание на особенности произношения: ассимиляцию, редукцию — и отрабатывает их в речи.

И когда студенты переслушивают текст после такой работы, они лучше слышат, потому что уже более уверены в лексике и в том, как эти слова и фразы звучат в речи.

Почитайте также Лексический подход на онлайн-уроках

Секреты успешного аудирования, которые помогут студентам понимать на слух лучше

  1. Больше работать над произношением, а именно:
  • обращать внимание не только на звуки, но и сочетания звуков, слов, ударения, интонацию;
  • проговаривать текст быстро и медленно;
  • рассматривать произношение прежде всего как навык восприятия на слух;
  • включать отработку произношения в каждый урок.
  1. Добавлять типично используемую лексику, то есть слова и грамматику, с которыми данные слова часто употребляются.
  2. Позаботиться о том, чтобы повторять изученные слова и фразы, чтобы студентам они стали более знакомы на слух.
  3. Помогать с теми звуками, которые вызывают сложности. Можно использовать следующую схему: “break it down, model the sound, and build it up”.

Например, в слове “weird” студент неправильно произносит звук |ɪə|. Преподаватель делает следующее:

  • произносит слово, акцентируя каждый звук — [w-ɪə-d];
  • акцентирует проблемный звук — [ɪə];
  • произносит слово в контексте: what a weird guy, what a weird weather we’re having, what a weird exercise.

Приемы, которые помогут студентам лучше понимать, о чем идет речь в аудио

  1. Однозначно необходимо слушать аудио больше одного раза, задействуя разные каналы восприятия. Например, студенты могут подчеркивать новые слова в транскрипте. Так будет задействован не только слуховой, но и зрительный канал.
  2. При использовании скрипта выясните, что с чем именно у студента сложности: он не знает слова и поэтому не слышит их — либо знает слова, но не слышит их в предложении.
  3. Используйте упражнения на заполнение пропусков. Обращайте внимание, как сливаются слова, и отрабатывайте это в речи.
  4. Советуйте студентам слушать аудиокниги, которые адаптированы для их уровня.

Пожалуй, это все, чем я планировала поделиться по этой теме и обогатить вашу копилку полезностей. Организовывайте себе образовательные выходные и заряжайтесь выступлениями таких крутых методистов, как Хью Деллар. Или устраивайте образовательные пятиминутки и читайте наши обзоры вебинаров!

Секреты успешного аудирования на одном из наших стримов

Hugh Dellar with Five golden rules of lexical teaching.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×