Запрос на высокий уровень языка — распространенное явление. На деле же часто ученики теряют мотивацию или просто уходят, не объяснив причин, на уровне Intermediate. Почему так происходит и как помочь ученикам достичь действительно высокого уровня английского, разберемся в этой статье.

Почему кажется, что нет прогресса?

Чаще всего ученик не видит прогресс, когда достигает уровня Intermediate. Такая ситуация называется «эффект плато». 

На уровне Intermediate можно свободно общаться на различные темы, практически не допускать ошибок и понимать носителей языка. Иногда студентам этого достаточно, поэтому они прекращают занятия или поддерживают уровень языка самостоятельно.

В другом случае они теряют мотивацию. Вот основные причины того, почему это происходит после уровня Pre-Intermediate:

  • Цели не мотивируют. Возможно, ученик пришел к вам несколько лет назад, с остатками школьного английского и желанием начать все с начала. С тех пор многое изменилось, а старые цели уже наверняка достигнуты.
  • Целей просто нет. «Просто для себя» — не в счет. В этом случае измерять прогресс очень сложно и учителю, и ученику.
  • Теория преобладает над практикой. Многим ученикам ошибочно кажется, что высокие уровни — это про сложные грамматические конструкции и академическую лексику. Они хотят сначала освоить все это в теории, чтобы чувствовать себя более уверенно на практике.
  • Ошибки кажутся незначительными. Иногда студенты думают, что если их английский понятен, то работать над ошибками не стоит. Говорить о прогрессе и высоких уровнях здесь трудно.
  • В зоне комфорта уютно и безопасно. Один учебник English File сменяется другим, задания привычны и понятны, каждый новый урок повторяет другой. Ученик говорит, используя знакомую лексику, а новые слова уходят в пассивный запас.

Рекомендуем статью: Сколько времени нужно, чтобы увидеть значимый прогресс студента?

Как помочь ученикам добиться высокого уровня английского?

Независимо от того, застряли ли ваши ученики на intermediate plateau или просто пришли с запросом на высокий уровень, им нужна помощь. Для начала обсудите цели. Если сейчас цели нет, попробуйте определить ее вместе. Задайте ученику следующие вопросы:

  • Why do you need an advanced level?
  • What would you like to do in English in the future?

Предложите заполнить небольшой needs analysis — например анкету методиста Скривенера, которую он предлагает в книге «Learning Teaching». Обязательно попросите прокомментировать ответы.

Learning Teaching (+ DVD-ROM) | Scrivener Jim. Как помочь ученикам достичь высокого уровня английского
Learning Teaching на Ozon

Сдать языковой экзамен — хорошая цель. Во-первых, внешняя оценка поможет ученику проверить свои реальные знания. Во-вторых, в процессе подготовки необходимо прорабатывать все аспекты языка, даже те, которые кажутся давно освоенными. На высоких уровнях обычно сдают Кембриджские экзамены FCE, CAE и CPE. Подойдет и IELTS, особенно если ученик задумывается о переезде за границу.

В процессе подготовки к экзамену может выясниться, что лексика, которой пользуется ученик, однообразна, а грамматические структуры повторяются.

Вот что может помочь добраться до высокого уровня английского:

  • Учебники, основанные на лексическом подходе. Это Outcomes (читайте: Обзор УМК Outcomes), Innovations или SpeakOut. В них много актуальной лексики высокого уровня, а слова даются в словосочетаниях и фразах. Словарный запас ученика точно вырастет.
  • Лексика, выбранная студентом. При работе с текстами или аудированием попросите ученика выбрать новую для него лексику. Кроме этого, предложите подчеркнуть те фразы, которые ему понятны, но сам бы он так не сказал. У такого подхода два плюса:
    • повышает автономность студента;
    • развивает noticing — умение самостоятельно замечать языковые единицы.
  • Грамматика для продвинутых. Даже если кажется, что вся грамматика уже освоена, сложные конструкции часто оседают в пассивных знаниях. Повторите конструкции, расскажите ученикам о грамматических тонкостях и потренируйте их в письме и речи. У BBC Learning English есть Advanced Grammar Reference. Практически упражнения можно найти в Oxford Practice Grammar Advanced и в Advanced Grammar in Use. Книги Practical English Usage by M. Swan и Grammar for English Language Teachers by M. Parrot помогут ответить на каверзные вопросы учеников.
  • Серия книг «In Use». В этой серии есть книги, посвященные идиомам, коллокациям, фразовым глаголам, грамматике и даже произношению. Сборники можно использовать для домашних заданий, самостоятельной работы между занятиями или прямо на уроках в качестве дополнения к учебнику.

Рекомендуем почитать: Как сочетать линейки учебников

Оживить изучение языка и приблизить ученика к уровню мечты поможет выход из зоны комфорта. Попробуйте что-то изменить. Это может быть учебник, ход занятия или формат домашнего задания. Выбирайте аутентичные и практические задания, которые учитывают цели и интересы ученика.

Вот несколько примеров:

  • record a short how-to video;
  • post a film, book or product review on a thematic website or Amazon;
  • run a studygram with learning tips;
  • do research on grants offered by universities;
  • plan and calculate a trip using booking websites.

Предложите ученику использовать английский для саморазвития, например, выбрать и пройти интересный курс на Coursera или побеседовать на профессиональном форуме. Еще один способ попробовать новое и прокачать английский — это общение с носителями языка в дискуссионном клубе.

Все эти способы, особенно если применять их в комплексе, обязательно помогут вашим ученикам достигнуть высокого уровня английского. Грамотная постановка целей настроит на работу и определит дальнейшие шаги. Практические аутентичные задания покажут, какой большой путь уже пройден. Новые учебники, пособия и занятия добавят эмоций и новизны. Подбодрите учеников — все получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×