Вопрос методисту: Что делать, если родители постоянно дают советы преподавателю о том, как вести урок?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Вопрос звучит так:

Столкнулась с тем, что мама одного из учеников не доверяет тому, как я работаю и преподаю. Она регулярно пишет мне сообщения и звонит, чтобы дать указания, как нужно работать с ее сыном. Что делать в такой ситуации и как грамотно и тактично вести диалог с родителями, чтобы они стали доверять мне как профессионалу?
anna teterina Skyteach
На вопрос отвечает Анна Тетерина, магистр по направлению подготовки Педагогическое образование, преподаватель английского и французского языков с 10-летним стажем, обладатель сертификата CPE Proficiency English (C2), спикер научных конференций для преподавателей иностранных языков, автор статей для блога Skyteach

Я 8 лет работала с ученицей, мама которой всегда контролировала процесс наших занятий, давая мне указания, как необходимо работать. Однажды она даже попросила свою невестку, которая также является преподавателем английского языка, поговорить со мной и наставить на путь истинный. При этом я регулярно сообщала маме ученицы, по какой программе мы идем, какие навыки развиваем, какой прогресс делает ученица. 

Когда я была еще только начинающим преподавателем, я не могла принять жесткую позицию и перестать оправдываться. Только через несколько лет поняла, что с такой семьей лучше расстаться, чтобы сохранить нервы и силы.

Если вы оказались в ситуации недоверия и постоянного контроля, то я бы рекомендовала действовать по следующему алгоритму:

  • В начале занятий с новым учеником обязательно подробно опишите родителям, как вы будете заниматься, какой учебник выберете, аргументируя, почему вы действуете именно так.
  • Сформулируйте правила, которые необходимо выполнять. Например: 

    – «Родители не должны присутствовать на занятиях. Онлайн-уроки я записываю на видео и могу показать после занятия. Офлайн-уроки могут проходить с открытой дверью, но без присутствия родителей». 
    – «Программа, по которой мы занимаемся согласована в самом начале. Не допускается давление на преподавателя с целью дать рекомендации».

    Обязательно уточните у родителя, согласен ли он с вашими правилами. Если нет, то лучше сразу расстаться.
  • Регулярно информируйте родителей, например, каждые две недели, о том, как проходят ваши уроки, какие проблемы возникают, что получается лучше всего.
  • Если родитель обращается к вам с критикой, созвонитесь на 15 минут и проговорите, что именно вызывает возражения. Ваша задача — убедить родителей в том, что выбранный трек обучения дает результаты, представить доказательства, а также успокоить родителей, так как их волнения могут быть вызваны неудачно написанной ребенком контрольной или плохой оценкой.

Главное, чтобы вы были уверены в себе и не оправдывались. Вы профессионал, который знает, как привести ученика к цели.

Примеры из опыта преподавателей:

В первый год моего преподавания ко мне пришла мама ученика, поинтересовалась, как он занимается, все ли у него в порядке. Я все подробно рассказала, однако она начала довольно нагло задавать вопросы о том, почему же дома ее сын ничего делать не может и постоянно просит помощи у старшего брата.

Как начинающий преподаватель, я тогда очень сильно растерялась и начала оправдываться, показывать материалы, которые мы используем, интересные сайты и игры, но мама будто и не интересовалась тем, что конкретно используется на уроке. Тогда я никак не решила эту ситуацию, но теперь я не оправдываюсь, а четко рассказываю о программе обучения. Если родители не согласны с ней, считаю, что лучше прекратить занятия. 

Преподаватель Ольга
Преподаю уже 30 лет и помню один яркий случай. Папа возражал против решения мамы заниматься с ребенком английским. Всячески принижал достижения ребенка, самостоятельно давал девочке непосильные задания, а потом смеялся над ней и указывал мне на неправильность построения программы обучения. Ко мне также приходила бабушка ученика и убеждала меня заниматься с ребенком не развитием речи, а второй раз проходить школьный учебник. Я решила прекратить занятия с этой семьей. Ребенок сделал значительный прогресс, но папа этого не заметил. Кроме того, сам ребенок проговорился, что папе просто жалко денег, а английский он даже в школе не изучал.

Если родители выражают недовольство оценкой или результатом выполнения задания, я стараюсь подробно объяснить, какие задания являются эффективными, а какие не принесут пользы. 

Преподаватель Анна Богатырева
Однажды был такой случай. Папа 8-летней девочки пришел ко мне с целью подготовить ребенка к сдаче TOEFL. Я, конечно, удивилась. Рассказала ему про экзамен, пояснила, что для девочки с начальным уровнем он не совсем подходит. Но папа настаивал, мотивируя это тем, что конечный результат будет именно сертификат о прохождении этого экзамена.

Занятия проходили у меня дома, папа возил ребенка с другого конца города три раза в неделю. Также очень просил присутствовать во время занятий, что было против моих принципов, но я все-таки пошла навстречу родителю. Во время наших занятий папа старался участвовать во всех заданиях, постоянно подсказывал девочке, подбадривал, сердился, если она не справлялась. В итоге я провела с ним серьезную беседу, он был выслан в кухню пить кофе во время уроков и читать книжки. В конце концов, вся семья стала заниматься английским, но по отдельности. 

Преподаватель Юлия Яковлева

Совет методиста:

На вопрос отвечает Галина Вишнякова, руководитель и методист студии ABC LAB, г. Подольск, г. Москва. Автор публикаций в журнале English. Сертифицированный преподаватель английского языка TKTYL, TEYL (George Mason University), CELT-P, Teacher trainer. Спикер на российских конференциях. Опыт работы с VYL и YL более 20 лет

Если родитель контролирует ваши уроки, то прежде всего необходимо понять, что это нормальное и естественное желание быть частью учебного процесса. Родители знают своего ребенка лучше и считают, что могут контролировать процесс обучения.

Безусловно, желание может превратиться в гиперопеку: родитель уже диктует, что нужно выбрать в качестве учебного курса или вообще работать по желанию ребенка. В таком случае о доверии не может быть и речи. Ни вы, ни родитель не получите положительных эмоций от такого взаимодействия, так как зачастую родители предлагают противоречивые идеи.  

Одним из действующих инструментов являются «правила игры», которые необходимо устанавливать до начала занятий. Именно правила станут вашими верными помощниками в общении с родителями.

  1. Подробно расскажите и покажите учебную программу, по которой работаете.
  2. Покажите наглядно (план/лесенка/точки А-Б), что именно будет знать ребенок после освоения одного года обучения.
  3. Расскажите про роль родителя в учебном процессе: оговорите, когда и в каком виде вам нужна будет помощь и поддержка, например, необходимо осуществлять контроль выполнения домашнего задания, контроль поведения ребенка.

Помните, что вам как преподавателю необходимо сделать родителей вашими верными союзниками. Не пытайтесь оградить их от учебного процесса их ребенка, а наоборот, сделайте его открытым и понятным.

Другие статьи из рубрики Вопрос методисту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×