Всемирный день океанов помогает привлечь внимание человечества к проблемам окружающей среды. А для преподавателей английского это еще и прекрасная возможность провести занятие с элементами CLIL. Итак, готовимся к 8 июня, чтобы провести тематический урок во всеоружии!
Знакомство с темой
В начале урока посмотрите с учениками промо-ролик уникального проекта Nature is Speaking. В озвучке знаменитого Харрисона Форда со зрителем напрямую говорит Океан — напоминает, что это люди нуждаются в нем, а не наоборот. Подойдет для Pre-Intermediate и выше, а интересен будет для любого возраста.
В качестве pre-listening можно задать вопросы:
- What is the ocean?
- Do we need the ocean? Why / why not?
- Does the ocean need people?
- Is the ocean big? How big is the ocean?
- Is the ocean old? How old is the ocean?
- Does the ocean help people? How?
- Do people help the ocean? How?
Затем предложите сравнить идеи студентов с идеями, озвученными в видео.
В качестве post-listening можно поработать над произношением и предложить поиграть в актеров озвучки (в классе или дома). Для этого студент несколько раз пересматривает видео и учится выразительно читать текст по субтитрам, а затем «озвучивает» его, выключив звук.
Боян Слат и его фонд Ocean Cleanup
Боян Слат — инноватор, вдохновивший на создание и использование новых технологий в очищении океана и ведущий за собой миллионы людей.
Предложите посмотреть короткое анимированное видео о нем — за полторы минуты вы с учениками узнаете о его пути и создании фонда. Материал подойдет для уровня Pre-Intermediate и выше — как для взрослых, так и для подростков.
Затем обсудите основные идеи видео:
- What did he see when he went diving?
- How does plastic travel to the ocean?
- How old was Boyan when he presented his plan?
- Who supported his project?
- What’s the name of the organization he founded?
- How often does the ship come to pick up the trash?
- How much money did he need to make his first ‘platform’?
Keys:
- A lot of plastic/ more plastic than fish
- Through the rivers
- 17
- Hundreds of engineers, scientists, volunteers
- Theoceancleanup
- Every 6 weeks
- 2 mln dollars
Узнать о Бояне и его организации больше можно, посмотрев другое, 4-минутное видео. Оно уже немного сложнее — подойдет для уровня Intermediate+ на урок в старших классах и со взрослыми.
В этом видео приводится много фактов и цифр — попросите учеников их выписать, а затем обсудите, какое из чисел в каком контексте встретилось:
2013, 16; 2014, 2,2 mln; 38000, 160; 2018, 001; 1000, 80%; 2019, 001b; 50%, 5.
Keys:
— the year when he presented his project and how old he was;
— the year when he raised the money and the amount of money he raised,
— the number of people who supported his project and the number of countries that supported it;
— the year when the first system was presented and the name of the system;
— the number of rivers floating to the sea and the amount of plastiс those rivers bring to the ocean;
— the year when the new system was presented and the name of the new system;
— the amount of garbage they’re going to get rid of and within which period.
Что еще послушать? 7-минутное интервью Джареда Лето с самим Бояном интересно с точки зрения живого диалога и языка — хорошо подойдет для того, чтобы узнать или вспомнить фразовые глаголы на уровне high Pre-Intermediate.
В качестве pre-listening предложите студентам придумать вопросы, которые бы они задали, если бы имели возможность провести интервью с Бояном. Включите интервью и затем попросите расставить по порядку вопросы, которые задавал Джаред Лето, и запомнить, как на них ответил Слат.
а) What are your thoughts on space? Any interests?
b) What do you think is going to happen? Are we going to go out in a blaze and take the Earth with us? Do you see a happy ending here?
c) What is the Great Pacific Garbage Patch?
d) What do you think is the worst-case scenario?
e) Why does it all matter? Why even bother?
f) Where do we end up in a hundred years?
Keys: 1 f, 2 e, 3 d, 4 c, 5 b, 6 a
В качестве post-listening и language production предложите студентам написать свои вопросы Бояну и провести role-play в парах, используя новые слова и выражения:
end up, worry about, care about, there’s quite a lot at stake if we … , look forward to, It’s an uninspiring message to me … , I’m passionate about … , attractive proposal, use in my advantage, on a personal level, my greatest worry is that if we don’t … , would be quite a bad outcome, what I really hope is that … , it’s a topic very close to my heart, first things first, one problem at a time, out priority should be at least to … , the only way to get to it is by sort of …
Если тема окажется интересна, можно подробнее поговорить об организации и о том, чем она занимается — добро пожаловать на сайт theoceancleanup.com.
Задайте студентам вопросы: What do they do with all that plastic? How do they use it? — а затем предложите взглянуть на модель переработки и производства новых изделий из пластика. В схеме, представленной на сайте, есть 12 шагов: попросите описать, устро или письменно, что происходит на каждом этапе. Это может быть хорошей возможностью повторить наречия для последовательности действий (First, … Next, … After that… Then, …), а также пассивный залог (First, the plastic is caught in the ocean.

Возможно, полезно будет поработать и с комментариями, которые оставляют люди в поддержку проекта. Предложите студентам прочитать их фрагменты и вставить пропущенные предлоги:
- make the world better ___ everyone
- make a real impact ___ our planet
- hope ___ the future
- so passionate ____
- responsible ___ what we do
- affected __ plastic pollution
- contribute __ ridding the ocean
- proud __ this shared journey
Keys: for, on, for, about, for, by, to, of
В заключение, студенты могут написать свои короткие комментарии и слова поддержки Бояну.
TedEd Animation
Одна из интереснейших коротких (4,5 минут) анимаций на тему жизни океана и его обитателей от TedEd. Will the oceans ever run out of fish? сопровождается
готовым уроком от Ted-Ed, который состоит из нескольких частей и подойдет для уровня Intermediate+.
Рядом с видео слева есть задания, например, Think, где есть уже несколько готовых вопросов к видео. Далее есть задание Dig deeper, в котором можно прочитать и обсудить со студентами возможные решения проблем, связанных с overfishing и не только.
Как pre-listening можно обсудить со студентами следующие вопросы:
- Do you eat a lot of fish and seafood?
- What kind of seafood and fish dishes do you like/ have you tried?
- Have you ever tried any exotic dishes seafood or fish dishes like shark fin soup?
- How do people fish? What gear do they use?
- Do you tend to buy seafood and fish in the market or in the supermarket?
Эти же вопросы можно задать и после видео, немного их видоизменив, например:
- Do you feel like trying shark fin soup now?
- Would you rather buy fish and seafood in the market or supermarket?
Для любителей истории и приключений подойдет 5-минутное анимационное видео How much of human history is on the bottom of the ocean? — про города, ушедшие под воды, и про корабли, которые лежат на морском дне. Оно также сопровождается уроком от TedEd, где уже есть готовые вопросы по тексту (раздел слева Think). Уровень этих заданий высокий, скорее, Intermediate+. Но их можно упростить — тогда будет интересно как подросткам, так и взрослым с уровнем Pre-Intermediate+.
Перед просмотром будет полезно вспомнить, сколько метров составляет один фут (примерно 0,3 м), потому что в видео речь идет о разной глубине и что на каждой из них можно найти.
Как pre-listening можно обсудить следующие вопросы:
- Have you ever heard of /read about sunken cities or ships?
- Have you seen films about them?
- What can you see on the bottom of the oceans? What kind of objects?
Предложите студентам также ответить на следующие вопросы:
- What information do underwater artefacts help us know?
- What are the three countries/ cities where you can find sunken cities?
- What did they find on the Anticafira?
После урока предложите студентам узнать больше об одной из находок в видео и подготовить небольшой проект/рассказ.