Бывает так, что заданий, которые предлагает учебник, недостаточно для работы над темой. Будто не хватает форматов упражнений и тогда их приходится искать дополнительно. С такой проблемой сталкивается большинство учителей, при этом неважно, по какому учебнику они преподают.
Это явление можно объяснить так: издательствам не выгодно заполнять страницы однообразными заданиями. Но что же тогда делать преподавателям, и как сократить время на подготовку занятий? Предлагаю подход, который направлен на расширение возможности одного упражнения, а также конкретные примеры.
1. Как работать с упражнением
Основной принцип такой: упражнение делается так, как это задумано авторами, а затем установка на выполнение меняется. Например, с помощью преобразования задание может приобретать речевую направленность и давать таким образом большую свободу ученику.
№1:
Первоначальный вариант: Fill in the gaps with the verbs given in Past Simple.
Видоизмененный вариант: Change the sentences so that they are true for you.
№2:
Первоначальный вариант: Match the sentence halves.
Видоизмененный вариант: Change one of the sentence halves to make the sentences true for you.
Для разных уровней знания английского вы можете упрощать или усложнять задачу.
2. Видоизменяем задания на грамматику и лексику
Упражнения, направленные на развитие лексических и грамматических навыков, в основном одинаковы. Они встречаются практически в каждом учебнике:
- заполните пропуски;
- выберите правильный вариант;
- исправьте ошибки;
- соотнесите слова и значения/картинки;
- распределите по группам и категориям.
Главный принцип работы с такими упражнениями — изменить заложенную в задание задачу. Давайте рассмотрим несколько способов.
- Идея 1. Предлагаем изменить факты
В выбранном упражнении подчеркните слова, которые студенту нужно заменить своим вариантом. Так он сможет отработать слова по разным темам.
Mila cooked pizza yesterday.
Rocco visited his granny a month ago.
Преподаватель свободен в выборе лексических единиц, на отработку которых направлено задание: вы можете сочетать несколько тем или сфокусироваться на той лексике, которую уже прошли. Если работаете в группах, то после выполнения такого задания можно сравнить варианты двух групп.
- Идея 2. Предлагаем заменить слова
Способ предполагает, например, замену грамматического маркера времени (наречия):
I usually drink tea.
My mum never plays cards.
Студентам можно предложить использовать такие наречия:
- sometimes
- always
- every day
- on Mondays/Tuesdays…
- often
- seldom
Пример этого задания подходит для уровней Beginner – Pre-Intermediate. Студентам уровня Intermediate и выше можно предложить:
- изменить время с настоящего на прошедшее: I usually drank tea, but yesterday I drank coffee;
- добавить причину события: I usually drink tea because I’m tired in the evening.
- подобрать синоним/антоним к выделенному слову: There are beautiful trees in the park. I ate a tasty cake yesterday.
На сайте thesaurus.com вы можете составить списки синонимов к словам, а также попросить студентов поработать со словарем самостоятельно.
- Идея 3. Предлагаем обсудить тему
Если в учебнике просят заполнить пропуски в предложениях на проблемную тему, то такой материал может дать повод для дискуссии. После выполнения задания предложите студентам выбрать, с какими утверждениями они согласны/не согласны, и попросите аргументировать эту точку зрения.
- Идея 4. Предлагаем на основе упражнения игру
В учебниках для детей, например, в линейке Go getter издательства Pearson, многие упражнения сопровождаются картинками. Если вы подобрали задание, в котором каждому предложению соответствует картинка, то вы можете организовать работу в игровой форме:
- ученики заполняют пропуски в предложениях, не видя картинки,
- после заполнения пропусков они подбирают картинки к каждому предложению,
- когда картинки подобраны, ребята придумывают еще один факт, соответствующий картинке.
- Идея 5. Предлагаем изменить часть предложения
В учебниках часто предлагается соотнести начало и конец предложений. После выполнения данного задания, предложите студентам изменить одну из частей предложения. Предлагаю пример:
You won’t be successful,
As soon as you finish the project,
When you make some pizza,
write me a message!
you won’t be late for school.
I will come to visit you.
Подчеркнутые части предложений можно изменить. Например, меняем первое предложение If you get up early, you won’t be late for school, таким образом: If you prepare your school uniform beforehand, you won’t be late for school.
Здесь вы предоставляете студентам свободу в высказывании идей.
3. Видоизменяем задания на чтение и аудирование
К текстам и аудио в учебниках предлагаются различные задания, однако возникают ситуации, когда преподавателю хочется их усложнить. Представляю несколько приемов.
- Идея 1. Предлагаем провести интервью
Перед чтением текста попросите студентов выбрать из списка предложенных к нему вопросов те, что кажутся им наиболее подходящими для проведения интервью с главным героем. После этого ученикам нужно дополнить список своими вопросами.
Это задание можно провести как до чтения текста, чтобы развивать догадку и навыки предугадывания содержания, так и после, если вы хотите проверить более глубокое понимание текста.
- Идея 2. Предлагаем придумать свой вариант
Если к тексту есть задание на выбор true/false, то его можно усложнить. Ученики после прочтения текста и выполнения упражнения должны придумать еще 3 предложения:
- одно правдивое,
- одно ложное,
- одно с отсутствующей в тексте информацией.
Далее придуманными вариантами можно обменяться в парах и проверить себя.
4. Видоизменяем задания на говорение и письмо
Необходимость изменить задание может возникнуть, если студенту не интересен предложенный формат.
- Идея 1. Предлагаем задание по интересам
В данном случае я предлагаю изменять формулировку так, чтобы она соответствовала интересам студента. Например, в учебнике она звучит так: Give 5 reasons for playing basketball.
Но предложение может быть сформулировано и так:
- Give 5 reasons for dancing hip-hop.
- Give 5 reasons why running may be boring.
- Give 5 reasons why we should play computer games.
- Идея 2. Предлагаем записать сторис/видео
Также возможно изменить формат представления задания. Вместо записи аудио на указанную тему, я предлагаю учащимся записать группу сторис во Вконтакте или видео для размещения в TikTok.
Может быть, хорошо, что в учебниках не дается набора упражнений, ведь именно поэтому каждый преподаватель может проявить фантазию и адаптировать задания под потребности конкретного ученика. Главное, помните, что в каждом упражнении заключен большой потенциал и важно раскрывать его, прежде чем искать дополнительные источники.
Дополнительно рекомендуем статью: Как создать 10 упражнений к одному тексту