Бывает так, что заданий, которые предлагает учебник, недостаточно для работы над темой. Будто не хватает форматов упражнений и тогда их приходится искать дополнительно. С такой проблемой сталкивается большинство учителей, при этом неважно, по какому учебнику они преподают.

Это явление можно объяснить так: издательствам не выгодно заполнять страницы однообразными заданиями. Но что же тогда делать преподавателям, и как сократить время на подготовку занятий? Предлагаю подход, который направлен на расширение возможности одного упражнения, а также конкретные примеры.

1. Как работать с упражнением

Основной принцип такой: упражнение делается так, как это задумано авторами, а затем установка на выполнение меняется. Например, с помощью преобразования задание может приобретать речевую направленность и давать таким образом большую свободу ученику.

№1:
Первоначальный вариант: Fill in the gaps with the verbs given in Past Simple.
Видоизмененный вариант: Change the sentences so that they are true for you.

№2:
Первоначальный вариант: Match the sentence halves.
Видоизмененный вариант: Change one of the sentence halves to make the sentences true for you.

Для разных уровней знания английского вы можете упрощать или усложнять задачу.

2. Видоизменяем задания на грамматику и лексику

Упражнения, направленные на развитие лексических и грамматических навыков, в основном одинаковы. Они встречаются практически в каждом учебнике:

  • заполните пропуски;
  • выберите правильный вариант;
  • исправьте ошибки;
  • соотнесите слова и значения/картинки;
  • распределите по группам и категориям.

Главный принцип работы с такими упражнениями — изменить заложенную в задание задачу. Давайте рассмотрим несколько способов.

  • Идея 1. Предлагаем изменить факты

В выбранном упражнении подчеркните слова, которые студенту нужно заменить своим вариантом. Так он сможет отработать слова по разным темам.

Mila cooked pizza yesterday. 
Rocco visited his granny a month ago. 

Преподаватель свободен в выборе лексических единиц, на отработку которых направлено задание: вы можете сочетать несколько тем или сфокусироваться на той лексике, которую уже прошли. Если работаете в группах, то после выполнения такого задания можно сравнить варианты двух групп.

  • Идея 2. Предлагаем заменить слова

Способ предполагает, например, замену грамматического маркера времени (наречия):

I usually drink tea.
My mum never plays cards.

Студентам можно предложить использовать такие наречия:

  • sometimes
  • always
  • every day
  • on Mondays/Tuesdays…
  • often
  • seldom

Пример этого задания подходит для уровней Beginner – Pre-Intermediate. Студентам уровня Intermediate и выше можно предложить:

  • изменить время с настоящего на прошедшее: I usually drank tea, but yesterday I drank coffee;
  • добавить причину события: I usually drink tea because I’m tired in the evening.
  • подобрать синоним/антоним к выделенному слову: There are beautiful trees in the park. I ate a tasty cake yesterday.

На сайте thesaurus.com вы можете составить списки синонимов к словам, а также попросить студентов поработать со словарем самостоятельно.

  • Идея 3. Предлагаем обсудить тему

Если в учебнике просят заполнить пропуски в предложениях на проблемную тему, то такой материал может дать повод для дискуссии. После выполнения задания предложите студентам выбрать, с какими утверждениями они согласны/не согласны, и попросите аргументировать эту точку зрения.

  • Идея 4. Предлагаем на основе упражнения игру

В учебниках для детей, например, в линейке Go getter издательства Pearson, многие упражнения сопровождаются картинками. Если вы подобрали задание, в котором каждому предложению соответствует картинка, то вы можете организовать работу в игровой форме:

  • ученики заполняют пропуски в предложениях, не видя картинки,
  • после заполнения пропусков они подбирают картинки к каждому предложению,
  • когда картинки подобраны, ребята придумывают еще один факт, соответствующий картинке.
  • Идея 5. Предлагаем изменить часть предложения

В учебниках часто предлагается соотнести начало и конец предложений. После выполнения данного задания, предложите студентам изменить одну из частей предложения. Предлагаю пример:

If you get up early,   
You won’t be successful,
As soon as you finish the project,
When you make some pizza,
unless you work a lot.
write me a message!
you won’t be late for school.
I will come to visit you.

Подчеркнутые части предложений можно изменить. Например, меняем первое предложение If you get up early, you won’t be late for school, таким образом: If you prepare your school uniform beforehand, you won’t be late for school.

Здесь вы предоставляете студентам свободу в высказывании идей.

3. Видоизменяем задания на чтение и аудирование 

К текстам и аудио в учебниках предлагаются различные задания, однако возникают ситуации, когда преподавателю хочется их усложнить. Представляю несколько приемов.

  • Идея 1. Предлагаем провести интервью

Перед чтением текста попросите студентов выбрать из списка предложенных к нему вопросов те, что кажутся им наиболее подходящими для проведения интервью с главным героем. После этого ученикам нужно дополнить список своими вопросами.

Это задание можно провести как до чтения текста, чтобы развивать догадку и навыки предугадывания содержания, так и после, если вы хотите проверить более глубокое понимание текста.

  • Идея 2. Предлагаем придумать свой вариант

Если к тексту есть задание на выбор true/false, то его можно усложнить. Ученики после прочтения текста и выполнения упражнения должны придумать еще 3 предложения: 

  • одно правдивое, 
  • одно ложное,
  • одно с отсутствующей в тексте информацией.

Далее придуманными вариантами можно обменяться в парах и проверить себя.

4. Видоизменяем задания на говорение и письмо

Необходимость изменить задание может возникнуть, если студенту не интересен предложенный формат.

  • Идея 1. Предлагаем задание по интересам

В данном случае я предлагаю изменять формулировку так, чтобы она соответствовала интересам студента. Например, в учебнике она звучит так: Give 5 reasons for playing basketball.

Но предложение может быть сформулировано и так:

  • Give 5 reasons for dancing hip-hop.
  • Give 5 reasons why running may be boring.
  • Give 5 reasons why we should play computer games.
  • Идея 2. Предлагаем записать сторис/видео

Также возможно изменить формат представления задания. Вместо записи аудио на указанную тему, я предлагаю учащимся записать группу сторис во Вконтакте или видео для размещения в TikTok.

Может быть, хорошо, что в учебниках не дается набора упражнений, ведь именно поэтому каждый преподаватель может проявить фантазию и адаптировать задания под потребности конкретного ученика. Главное, помните, что в каждом упражнении заключен большой потенциал и важно раскрывать его, прежде чем искать дополнительные источники.

Дополнительно рекомендуем статью: Как создать 10 упражнений к одному тексту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×