«Музыка нас связала, тайною нашей стала»… признавайтесь, кто пропел? И хотя хит старый, но есть в этих словах истина: музыка способна объединить людей абсолютно разных возрастов, культур и национальностей. Песни — потрясающий инструмент для изучения иностранных языков, поскольку они стимулируют работу мозга, выстраивают прочные ассоциативные связи, повышают вовлеченность ученика в процесс изучения лексики и многое другое. Хотя сами по себе песни не являются учебным материалом, их можно успешно интегрировать в учебный процесс и построить курс «Английский по песням». Летом ученики с радостью придут на нестандартный формат уроков, основанных на песнях и посвященных их исполнителям. С чего же начать?
Шаг 1. Определите интересы учеников
Если вы работаете с младшими школьниками и дошкольниками, можно смело идти в Youtube и искать всевозможные детские песни по ключевым словам: songs for kids, children songs, songs for children и так далее. Тут есть те, кто еще ни разу не включал в работу с детьми песни с каналов Super Simple Songs, Finny the Shark или English Singsing? Попробуйте включить разные песни и посмотрите, какие больше понравятся ученикам.
Если же ваши студенты — подростки и взрослые, обязательно узнайте об их любимых жанрах и зарубежных исполнителях. Это можно сделать в формате теста: подготовьте короткую анкету с разными вопросами о любимом стиле музыки, что чаще слушают и т.д. Используйте для этого Google Forms.
Шаг 2. «Разогрейте» учеников
Когда мы говорим о создании музыкального курса, мы понимаем, что невозможно выучить английский только с помощью текстов песен, но их можно использовать для введения темы или лексики. Например, на уроке по экологии, защите животных и планеты, можно вместе послушать и разобрать песню «Earth Song» Майкла Джексона, a разбор грамматической темы Conditionals, я очень люблю начинать с песни «If I were a boy» Бейонсе.
Моя коллега писала статью о том, какие песни подбирать для различных тем: освоение грамматики, знакомство с идиомами, проработка лексики на разных уроках и даже история и культура Великобритании. Советую добавить статью в закладки.
Шаг 3. «Музыкальные упражнения»
Мы же с вами говорим о курсе, а это значит, что обязательно нужны language activities.
#1. Guess the song
Одно из хороших заданий — прототип упражнения, когда ученики по описанию угадывают фото и наоборот. Выберите несколько картинок, которые хорошо характеризуют выбранную для урока песню. Попросите ученика описать то, что он видит на картинке. Например, можно сделать такую картинку:
Ученик может сказать: eyes, fire, boy and guitar.
Можно спросить: What action can we make with eyes?
— Look? See?
— Right
— What color is a boy’s hair?
— Red
— So, do you know what song is it?
А вы угадали? Конечно! Это песня рыжеволосого Эда Ширана «I see fire».
#2. Grammar & Vocabulary Practise
Из песни слов не выкинешь, это правда, но только не на уроке английского. Еще одно упражнение — взять слова песни в качестве текста для своего урока. Здесь есть несколько вариантов:
— ученик ищет нужную грамматическую конструкцию, временную форму или прилагательное в тексте;
— из текста убраны глаголы в отдельный список в инфинитиве, а на их месте стоит нужная форма, — ученик должен грамотно их вписать;
— пропущены вспомогательные глаголы в тексте, которые должен вписать ученик;
— пропущены слова из песни, которые ученик должен вставить в нужные места.
#3. Essay writing
Это одно из самых, на мой взгляд, оригинальных упражнений, связанных с музыкой. Тут есть несколько вариантов:
- учитель выбирает песню из своего списка;
- ученик слушает ее, стараясь на слух понять смысл песни;
- ученик пишет эссе на одну из нижеперечисленных тем:
— Imagine that this music is the soundtrack. Describe the plot of the movie it fits.
— What do I feel listening to this song?
— When I’m listening to this song with my eyes closed, I see….
Еще один вариант — выбрать песню из списка любимых ученика и попросите его написать эссе, почему он так любит этот трек.
— I love this song, because…
— Every time I hear it, I feel….
— This song is associated with…
Поверьте, такое задание поможет вашим студентам раскрыться и станет прекрасной практикой для них, ведь в конечном итоге все учат язык для того, чтобы понимать и уметь выражать свои мысли и чувства. А что есть общее у всех нас, что вызывает чувства? Верно — музыка.
Шаг 4. Изучите вместе историю
Это очень богатая почва для совместной работы: можно составить план урока по самым популярным жанрам, вкратце изучить их историю и познакомиться с самыми выдающимися музыкантами и группами этого жанра или разобрать музыку определенной страны, например, Великобритании (здесь можно скачать план урока).
Также можно составить урок вокруг определенной группы: например, если ваш студент любит Old Rock School, изучите вместе историю таких групп, как Queen, Scorpions, Kiss и многие другие. Работу с текстами можно строить по привычному принципу:
— Read the text and answer the questions;
— Complete the text with following words;
— Make questions to the sentences;
— Read and translate.
Это лишь несколько примеров заданий, которые можно включить в свой курс по песням. Главное, помнить, что наша цель — подготовить интересные и запоминающиеся уроки по английскому, а не по музыке.
What color is a boy’s hair? — What colour is THE boy’s hair?