Нужно ли говорить с учениками об их целях? Как правильно ставить цели и достигать их? В этой статье мы поговорим о нескольких подходах к постановке целей, а также дадим советы по их достижению.
Рассмотрим 3 этапа, которые необходимы пройти с учеником, чтобы не только поставить цель, но и достичь ее:
Суть проблемы
На первом уроке мы всегда знакомимся с учеником и, как правило, спрашиваем, для чего ему иностранный язык. В копилке наших учителей уже очень много кейсов по целям учеников: для работы, для себя, для путешествий, для собеседования, для знакомств, для поступления в вуз, для сдачи ОГЭ/ЕГЭ и т. д. Когда цель ясна, преподаватель пытается персонализировать курс под интересы ученика и помочь ему достичь цели.
Сейчас фраза «поставить цель и достичь ее» стала модной. Существуют марафоны желаний, интенсивы, тренинги. Чаще всего они направлены именно на то, чтобы человек захотел, замечтал, начал свой путь и достиг поставленной цели.
Почему же люди, посетившие тренинги известных коучей замотивированы только на короткий промежуток времени? После семинара эйфория пропадает, и человек возвращается к рутинной жизни, опять находя отговорки и откладывая на потом.
При чем тут учитель? Учитель – это наставник, ментор, коуч, который не только дает знания по предмету, но и ведет ученика к конечной цели по персональному треку, учитывая его особенности, интересы, сильные и слабые стороны. Давайте адаптируем знания коучинга под учебный процесс.
Этап 1. Мотивация
Установите цель вместе с учеником. Вовлекайте ребенка в процесс ее постановки, позвольте ему высказаться и предложить свои идеи, сказать, что хочет он. В школе чаще всего детей и родителей мало спрашивают о том, чего они хотят. Наша система образования больше даже контролирует, а не мотивирует. Когда ученик чувствует собственную ответственность за постановку цели, это может помочь ему быть более мотивированным.
- Подключите интересы ученика.
- Попробуйте найти способ связать изучение английского языка с его хобби.
- Учитывайте индивидуальные потребности и способности ученика. Это поможет ему чувствовать себя комфортно и мотивированно в достижении поставленных целей.
Помогут сэкономить время на подготовке к занятиям наши планы уроков:
Этап 2. Эмоции, визуализация
Говоря о целях, используйте разные форматы, варьируйте способы получения информации, чтобы ученик не заскучал:
- дискуссии в группе;
- индивидуальные беседы;
- написание эссе;
- создание видео или презентаций.
Вам могут быть полезны наши статьи:
Важно, чтобы цель вызывала эмоции или понимание практической пользы. Объясните ученику, чем изучение английского языка может быть полезным в его жизни. Например, вы можете обсудить возможности для путешествий, карьерного роста или общения с людьми из других стран.
Для визуализации используйте коллажи, карты желаний, отображающие цель. Это поможет прочувствовать свою цель более ярко, откроет весь спектр возможностей.
Упражнение 1. История успеха

Поделитесь историями успеха. Расскажите ученикам о людях, ставших легендами: космонавтах, спортсменах, ученых. Это могут быть истории из реальной жизни. В процессе общения ученик может поделиться историями тех людей, которые вдохновляют подрастающее поколение: современные инфлюенсеры, модные блогеры, геймеры и т. д. Подобные истории помогают поверить в свои возможности.
Упражнение 2. Целевой трекер

Играйте в игры. Современные дети любят простой визуал, где виден четкий план, путь, этапы, чтобы прийти в конечную точку. Превратите процесс постановки целей в игру. Например, вы можете использовать «Целевой трекер», где ученики будут отмечать свои действия, решения, прогресс и достижения. В процессе можно задавать вопросы о том, что мешает получить желаемое, какие препятствия есть на пути, над чем надо поработать, каковы приоритеты.
Еще больше интересных упражнений:
Этап 3. Труд
Совет 1
Разбивайте долгосрочные цели на более маленькие шаги. Долгосрочные цели могут показаться ученикам недостижимыми, поэтому важно разбить их на более маленькие, достижимые шаги.
Совет 2
Будьте реалистичными. Цели должны быть понятными и достижимыми для ученика. Постановка слишком амбициозных целей может привести к разочарованию и потере мотивации. Помогите ученикам развивать положительное отношение к себе и веру в свои способности. Искусство маленьких шагов помогает ученикам видеть прогресс и не останавливаться.
Или вместо глобальной цели «улучшить английский» можно поставить цель «улучшить навыки чтения, чтобы читать на английском без словаря».
Совет 3
Поощряйте достижения учеников и поддерживайте их в трудные моменты. Не забывайте о наградах. Награды могут быть разными — от слов благодарности до маленьких подарков.
Совет 4
Отслеживайте прогресс и давайте обратную связь. В процессе учебы цели могут поменяться. Были случаи, когда ученица хотела изучать английский, чтобы выйти замуж, но рассталась с женихом. Цель стала неактуальной. Нужно было найти новую мотивацию, например просмотр сериалов в оригинале.
Тема цели сейчас стала сильно нашумевшей. Важно, чтобы цель была. Но вопрос в том, чья это цель? На своем опыте в коучинге наблюдаю, что если у клиента есть цель, но она не его (а, условно, цель мужа, тренд, модно), то клиент в принципе начинает что-то делать, но в итоге он либо бросает, либо выгорает, либо не достигает успехов. Если брать тему английского языка для школьников, чаще всего родители хотят, чтобы их ребенок заговорил на английском языке. Но ребенок не знает, зачем ему это надо, а это в итоге влияет на успеваемость и мотивацию изучать язык.
Если цель ставит учитель, не учитывая мнение школьника, не вовлекая его в процесс, оба вряд ли получат результат. Я за то, чтобы постоянно задавать вопросы ученику: «Что ты любишь? Что тебе нравится? Что ты любишь делать с друзьями?» и т. д. Ответы на эти вопросы можно использовать как информацию для постановки цели и быть командой.
В коучинге один из основных принципов работы заключается в том, что каждый человек уникален. И для каждого есть его уникальный путь изучения. Задача ставится исходя из того, что ученику интересно, как он лучше воспринимает информацию: он визуал или аудиал, он любит больше говорить или писать/читать.
Например, возьмем школьника, с которым разбираешь Past Simple. Если того, который любит говорить, попросишь рассказать, как он провел прошлые выходные, то визуалу, например, можно показать комиксы или картинки, из которых он может собрать историю. Аудиалу же лучше послушать историю в Past Simple и попытаться самому пересказать услышанное. И если на слайдах дано упражнение в одном формате, но преподаватель понимает, что школьник не воспримет эту информацию полностью, лучше адаптировать упражнение под него.
Приведу другой пример. Цель — выучить новые слова. С учениками, которые любят говорить, довольно эффективно работает игра «Крокодил». Нужно объяснить слово, не называя его. А визуалу, скорее всего, хорошо зайдет чтение текста с использованием этих новых слов, угадывание их из контекста.
Учителя — очень ответственные люди, берут много на себя и переживают за неудачи учеников. Все-таки не следует взваливать 100% ответственности на свои плечи, процесс обучения – это обоюдный двусторонний процесс, в котором обе стороны несут ответственность за выполнение своих обязательств. Учитель предоставляет учебные материалы, задания и обратную связь, а ученик активно участвует в учебном процессе и стремиться к достижению своих целей. В итоге учитель и ученик действуют как команда.
Любые цели достигаются через труд. Как говорится, per aspera ad astra (через тернии к звездам).
Спасибо, очень полезная статья!