Известный актер Хью Лори однажды сказал: «Мозги есть у всех, просто не все разобрались с инструкцией». И правда, часто в жизни приходится сталкиваться с непонятными инструкциями, что приводит к не слишком приятным последствиям. Те кто изучают английский, слышат инструкции постоянно. Каждый второй признаётся — часто после инструкций преподавателя непонятно, что делать.
Если вы хоть раз сталкивались с одной из изображенных на мемах выше ситуаций, значит — что-то пошло не так с инструкциями. Преподавая английский язык мы даем инструкции к каждому заданию и действию учеников, и этот навык важно оттачивать. Ни один преподаватель не родился с умением давать их четко и понятно. Это приходит с опытом, после многократного применения, самоанализа и корректировок.
Чтобы дать инструкцию, которая поможет студенту, а не запутает его, важно понимать, из чего она состоит. Согласно J. Scrivener и S. Thornbury, каждая инструкция в большей или меньшей степени состоит из всех, или большинства следующих элементов:
1. A frame, или сигнал о том, что закончилось предыдущее задание и сейчас начнется новое. Как правило, учителя сообщают об этом через “Okay now…” или “Right…”, и т.д.
2. A brief summary of the task and its purpose, что позволит ученикам получить исходную информацию о задании и понять, с какой целью они будут это делать. Например, “We are going to play a guessing game to practice asking and answering yes/no question…”
3. The organization, уточнение, как выполнять задание – самостоятельно, в парах или в группах.
4. The procedure, уточнение, что конкретно делать в задании. Например, прочитать текст и ответить на вопросы, или задать вопросы из анкеты пяти ученикам и ответить на их вопросы. 5. The mode, уточнение, делать задание устно или письменно, читать вслух или про себя.
6. The outcome, или оповещение учеников, какие результаты от них требуются. Например, после сбора информации по анкете, рассказать классу 1-2 самых интересных ответа товарищей.
7. A strategy, что делать, чтобы достигнуть хорошего результата при выполнении задания. Например, если задача прочитать текст для общего понимания и ответить на 1 вопрос, учитель обозначает, что для этого не нужно читать каждое слово.
8. The timing, или сколько времени отводится на выполнение задание. Например, у учеников в распоряжении 2 минуты на подготовку монологического высказывания по теме.
9. ICQs (instruction checking questions), проверка понимания инструкции. Например, спросите, сколько у них времени на выполнение задания, нужно ли записывать ответы, где писать.
10. A cue, или сигнал о начале выполнения задания. Например, учителя часто говорят “You can start now” или просто “Start”.
Конечно, если собрать все эти элементы в одну инструкцию, она получится очень длинной. Впрочем, далеко не каждое задание требует столько подробностей. Ориентируйтесь на то, чего вы хотите достичь с помощью упражнения, и исходя из этого планируйте инструкцию.
Детали
Бывает так, что даже если соблюсти правила и включить необходимые элементы в инструкцию, часто ученики все равно не понимают, как именно выполнять задание. Как правило, это связано не с тем, что они не поняли инструкцию в общем (например, прочитай текст и ответь на вопросы), а с тем, что они не поняли деталей.
Например, задание состоит в том, что нужно подумать над вопросами под текстом, но не записывать ответы. Часто ученики сразу приступают к чтению, или к заполнению ответов. Это означает, что детали потерялись в инструкции, или вы не проверили ее понимание. Чтобы этого избежать, всегда проверяйте именно детали задания с помощью ICQs. Как вариант, самые важные моменты запишите на доске или в чате.
Например:
Answer Q2 only.
Don’t write!
В начале обучения, когда происходит привыкание к новому процессу и к инструкциям, они будут довольно развернутыми и детальными. Однако со временем ученики привыкнут к большинству заданий и инструкциям, и их можно постепенно сокращать или заменять жестами. Например, “Work in pairs” со временем превратиться в жест руками, и не придется вербально обозначать, что делать.
А если все-таки что-то пошло не так?
Как учил Карлсон: “Спокойствие, только спокойствие!” Инструкции не всегда работают. Даже короткие и понятные. Даже с высокими уровнями. Иногда встречается такое задание, к которому самому преподавателю сложно понять инструкцию, не то что ее дать.
Но и из этой ситуации найден выход. И даже не один.
Monitor potential problems
Когда студенты начали выполнять задание, но чувствуется, что они не уверены в своих действиях, лучше пройтись по классу и проследить, то ли они делают. Если лишь некоторые из них не поняли задания, тихонько объясните им индивидуально. Если же большинство в замешательстве, лучше остановить задание и попробовать дать инструкцию снова, но постепенно и с паузами. А еще лучше – продемонстрировать.
Avoid multiple repetitions
Когда мы нервничаем, то часто начинаем слишком много говорить. Когда видим непонимающие взоры учеников после окончания инструкции, то начинаем нервничать еще больше, и как результат – повторять одну и ту же инструкцию или ее части по нескольку раз, еще больше запутывая учеников (не говоря уже о стремящемся к бесконечности показателе ТТТ). Лучший сценарий поведения в этом случае – остановить задание, заново дать инструкцию и проверить ее.
Always check in!
После повтора инструкций к заданию, не забудьте проверить понимание их учениками с помощью ICQs. Ещё лучше использовать ICQ в каждой инструкции до того, как ваши ученики впали в замешательство.☺
Инструкции не станут идеальными сразу. Для этого нужно время, терпение и практика. Поначалу придется их записывать (да, ко всем заданиям, да, для каждого урока). Со временем вы научитесь давать качественные инструкции без тщательной подготовки. Учитесь, практикуйтесь, анализируйте инструкции и улучшайте их! ☺
А как вы улучшаете свои инструкции? Что делаете, если ученик не понял, как выполнять задание?
***
Если Вы хотите стать настоящим гуру в области проведения уроков, мастерски управлять классом, а также овладеть всеми тайнами проведения по-настоящему продуктивного онлайн-урока, то новый курс от Центра повышения квалификации Skyteach School разработан специально для Вас!
В курсе «Effective Lessons Online: Tips and Tricks» объединен многолетний опыт проведения онлайн-уроков. За 6 лет работы мы помогли сотням преподавателей. Мы знаем как начинать и заканчивать урок, как давать инструкции и исправлять ошибки и даже на каком языке это делать. Все об эффективных онлайн-уроках и повышении мотивации студентов в курсе от ведущих методистов школы. Программа курса соответствует ФГОС.