Как работать с навыками письма у взрослых, которым не нужно писать школьные эссе

Взрослым ученикам не нужно писать школьные эссе, но навыки письма они используют каждый день: пишут рабочие документы, запросы в официальные организации, сообщения в мессенджерах, личные заметки. Знаете ли вы, как обучать таким типам письма прямо на уроке? В статье подробно я разберу разные виды письма и дам план урока, который легко адаптировать под каждый из них.
Что включают в себя навыки письма
Если вы когда-то готовили учеников к ОГЭ и ЕГЭ, то наверняка замечали, что упор при написании эссе делается на соблюдении формы письма. Это важный, но далеко не единственный поднавык письма. Работать нужно еще вот над чем:
- правописание и пунктуация;
- соблюдение порядка слов и правил грамматики;
- использование средств связи (cohesive devices);
- соблюдение согласованности текста и логики повествования;
- навык писать быстро, особенно если это живое общение (например, переписка в мессенджерах);
- понятность почерка, если пишем от руки.
Нельзя работать над всеми поднавыками сразу — нужно понять, какие наиболее соответствуют языковой цели ученика и развивать в первую очередь их.. Дальше разберем, какое бывает письмо, как выстраивать урок и как подбирать задания в зависимости от того, над чем хотим работать.
Что мы пишем? Современные типы письма
Чтобы понять, как — и главное, зачем — развивать навык письма, необходимо разобраться, какие письма бывают. Для обозначения типов письма в зависимости от цели в академической среде используют термин modes of discourse (rhetorical modes).
Таких modes обычно выделяют четыре:

В зависимости от того, с каким типом письма ученик сталкивается чаще, нужно подбирать темы и упражнения для развития письма на уроке.
Структура урока на письмо
Есть два основных подхода к организации урока на письмо:
- product approach, когда весь урок мы строим вокруг образца текста — учитель дает задание, ученик пишет с опорой на образец и потом сдает написанное на проверку;
- process approach, когда весь урок мы разбираем стадии написания текста — ученик и преподаватель вместе формулируют тему и основные идеи, подбирают уместную лексику и грамматику и вместе готовят черновик текста.
Process approach кажется мне более удачным, потому что он помогает осознанно изучить нужные языковые инструменты, поэкспериментировать с черновиком и уже после всех экспериментов написать финальную работу.
Урок по процесс approach будет выглядеть так:

Такой план отлично адаптируется под разные типы письма.
Про игру grammar networks читайте в статье Как разрабатывать нестандартные упражнения на грамматику
Например, ученик — проджект-менеджер в международной компании, ему часто приходится решать сложные ситуации в рабочей переписке. Хотим поработать над persuasive writing.
Урок можно построить так:
- Разминка и введение. Проводим small talk, делаем короткое введение в тему.
- Pre-writing.
- Обсуждаем тему, вспоминаем проблемную ситуацию, которую ученику приходилось решать письменно. Например, нужно было согласовать срок разработки функции в мобильном приложении.
- Обсуждаем, какие инструменты языка нужно знать, чтобы уметь писать убедительно: использование inclusive language, описание статистики, аргументация мнения.
- In-writing. Ученик набрасывает структуру сообщения и идеи, при помощи преподавателя формулирует предложения. Если позволяет время, то можно разыграть ситуацию с перепиской прямо на уроке, а затем проанализировать, использование каких фраз помогло выполнить коммуникативную задачу.
- Post-writing. Ученик оценивает написанное, исправляет ошибки, при помощи преподавателя находит слабые места, дорабатывает написанное.
- Итоги урока. Обсуждаем, что получилось хорошо, а что не очень, над чем еще поработать.
Еще один пример: ученик недавно вернулся из поездки и хочет написать пост о поездке для личного блога. Хотим поработать над descriptive writing.
Урок можно построить так:
- Разминка и введение. Проводим small talk, делаем короткое введение в тему.
- Pre-writing.
- Обсуждаем тему — впечатления о поездке, о чем хотелось бы рассказать.
- Обсуждаем, какие инструменты языка нужно знать, чтобы написать пост. Изучаем подходящие метафоры, emotive language и другие подходящие по теме средства описания.
- In-writing. Ученик пишет черновик поста, обозначает структуру и идеи. Вместе с преподавателем добавляет детали, дописывает пост до конца.
- Post-writing. Ученик оценивает написанное, исправляет ошибки, при помощи преподавателя находит слабые места, дорабатывает написанное.
- Итоги урока. Обсуждаем, что получилось хорошо, а что не очень, над чем еще поработать.
Обучать письму на английском языке можно и нужно, при этом важно помогать с письмом прямо на уроке. Можно делать упор на разные аспекты и форматы письма, чтобы ученику было не только полезно, но и нескучно.