Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен. Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.
1. Разминка
Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.
2. Игры
Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов — ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.
3. Песни
Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.
4. Истории
Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему «Past Continuous/Past Simple», вы можете начать: «Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket» (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: «Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple».
5. Общение
В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идет вместе с упражнением или самое интересное в нем предложение. Любое задание всегда можно «разбавить» с помощью общения.
6. Смена заданий
Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.
7. Творческие домашние задания
Кстати, о домашней работе. Конечно, она также должна быть «полезной», но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему «Еда», попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.
8. Гибкий план урока
План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например, если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.
9. Персонализация
Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.
10. Update
В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.
Интересный урок = полное внимание вашего ученика = быстрое и эффективное усвоение материала = прогресс и удовольствие от изучения языка.
спасибо было очень полезно
Очень полезные советы для учителя — практика. Мне лично данный материал понравился и дал повод к размышлению. Главное- менять тип и вид деятельности в обучении чтобы всегда было интересно учиться.
Большое вам СПАСИБО !
Огромное спасибо!! Иногда на уроке не хватает именно таких заданий. После статьи появилось огромное количество вариантов, как внести разнообразие в урок.
Удивительно, сколько негатива от русскоговорящих читателей… я, наверное, никогда в жизни еще не оставляла комментарии к каким-либо статьям, но мне тоже вслед за Julia захотелось поблагодарить Вас за такие ВАЖНЫЕ напоминания. Конечно, всегда хочется, чтобы по каждому пункту еще было 20 реальных примеров. но так не работает… теперь нужно самой размышлять, придумывать и внедрять в занятия. спасибо большое!
Thanks a lot!!!
What a great article!!!
I’d love to use some brilliant ideas,
All the best to you and your team!
You are so kind! Thank you, we are very pleased to hear this
Все так вобщем,ни о чем.
Мм даа по ссылке хотела открыть книг но там ссылка в Амазон обычные неинтересные и банальные советы
извините вы даёте рекомендации о том, как сделать интересным изучение английского языка. А вы попробуйте провести интересным урок математики.
Если использовать фантазию, можно даже самый скучный урок превратить в веселую, интерактивную игру.
Почти бесполезная статья, даны ссылки на книги, где, как обычно, собраны игры для групп, для целого класса! Ничего для индивидуальных занятий! Просто прекрасно!
Точно. Жаль зря потраченного времени. Все советы в одном предложении: ну вы там поговорите с ними на интересные им темы, спойте что ли, а вот ещё — поиграть можно, ну по желанию, короче сами смотрите.»