Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать новые слова.
Используется весь арсенал способов и подходов, которые подходили другим ученикам при изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и т.д. Но достаточно недавно был введен в активную практику еще один замечательный метод — метод интеллектуальных карт.
Такие карты еще называют ментальными картами, картами мыслей, ассоциативными картами, диаграммами связей либо используют оригинальный термин – майндмеп (mind map).
Что такое Mind map
Интеллект-карты — особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности.
Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, любимая всеми таблица неправильных глаголов в диаграмме связей.

Согласитесь, с помощью такой подачи шансы заинтересовать, мотивировать студента выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Но что самое приятное, такие диаграммы могут делать ученики сами для себя, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания «to be — was/were — been».
Какие еще преимущества интеллект-карт в изучении лексики на занятиях английского языка? Майндмеп — это:
- Экономия времени на обработку и запоминание новых слов.
- Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, контекстных значений, синонимов, антонимов и т.п.).
- Помощь в брейнсторминге лексики в качестве warm-up или revision.
- Отработка навыка составления планов, структурирования, нахождения логических ассоциативных связей между словами.
- Проверка или повторение пройденного вокабуляра.
- Четкое видение всей лексической темы, ее главных и второстепенных составляющих.
Что интересно, специалисты спорят, какой вид майндмеппинга выбрать — цифровой или бумажный. Ответ: выбор за вами и вашими студентами. Далее представлен список специальных приложений, где можно создавать цифровые карты ассоциаций.
Также полезным будет следующий ресурс, где собраны образцы и бесплатные готовые интеллект-карты на разные темы для уроков английского языка.
Кроме того, в данном видео сможете более детально разобраться со спецификой построения карты:
Читайте также:
Самообманы, которые мешают вашим ученикам учить английский
Психологические хитрости, которые помогут студентам лучше учиться
Анна Лысенко (Тетерина)
Татьяна Тюменцева
Медиа Skyeng для преподавателей
Анастасия Юферева
Спасибо! Очень полезно
Нина, спасибо, за статью Очень интересно. У меня вопрос. Не моглии бы Вы подсказать веб-ресурсы для построения своих mind maps?
Тамара, в статье дается ссылка на список ресурсов, где можно самому создать карты.